![]()
Текучесть понятий и ускользание смыслов
Некогда один переводчик изобрел русское слово "возвышение" для замены вполне понятного всякому российскому гегельянцу понятия "сублимация". Не знаю, может, Лопатин Гегеля и читал, просто ему захотелось побыть немножко Ломоносовым, заменившим "оксиген" "кислородом", а "гидроген" "водородом", тем паче, что он только что произвел чудесное словечко "отчудить" от "отчуждать", а, может, просто не был знаком с терминологией, будучи неофитом в политической экономии и философии, одного Маркса и прочитавшим, но Сталин определенно с трудами Гегеля знаком не был, потому и словосочетание "возвышение классовой борьбы" толковал именно так, как его слышал, в итоге мы получили Большой террор вместе с безупречно марксистским его обоснованием.
История - трансценденция. Она - снятие Человека, который отрицает себя, сохраняя себя, и сублимируется в своем сохраняющем самоотрицании. Любой, чей разум не испорчен диалектикой, поймет, что он ничего не понял из фразы, сказанной Гегелем, и либо пойдет постигать азы, либо забросит этого Гегеля подальше, найдя себе более понятное чтиво. Но обязательно найдется какой-нибудь доброжелатель, возжелавший приблизить Гегеля к русскому народу, и, исходя из собственного понимания, произведет на свет нечто этакое: История недоступна человеческому сознанию. Она - уничтожение Человека, который отвергает себя, оставаясь собою, и возвышается в своем сохраняющем самоотвержении. Экий простор открывается для размышлений! Можно из одной этой фразы построить, по меньшей мере, аж три взаимоисключающих теории, апологеты коих будут аппелировать к одному источнику.
UPD. Ну вот, пожалуйста: "Не случайно один из глубочайших умов нашего столетия К.Ясперс даже был вынужден заметить, что "история имеет глубокий смысл, но он недоступен человеческому сознанию". М.МУНТЯН, доктор философских наук.







)