Сегодня России нужна не эфемерная «эволюционная демократизация», а срочная замена правящего авторитарно-клептократического режима на политический режим демократического типа.
Авторы доклада «Обретение будущего. Стратегия-2012» (ИНСОР) могут с уверенностью претендовать на Шнобелевскую премию. Они предложили в качестве выхода из тупика, в который правящий режим завел Россию, такое, о чем до сих пор не ведала ни политическая теория, ни мировая политическая практика. То, до чего еще никто в мире не додумался, наше родное, отечественное ноу-хау. А именно — авторитарную модернизацию авторитарного политического режима под наукообразным названием «сценарий эволюционной демократизации». «Смысл этого сценария состоит в том, что российская власть, точнее президент и политические круги, на которые он опирается, осознают необходимость качественного развития политической системы и своими действиями будут создавать условия для ее «открытия», развития плюрализма, механизмов согласования интересов и компромиссов, создания стимулов для гражданского общества к включению в политическую жизнь страны».
Еще полностью не развеян политиканский миф о так называемой авторитарной модернизации экономики, в подтверждение которого его апологеты могут с большим трудом наскрести всего пять во многом сомнительных примеров (Тайвань, Южная Корея, Чили, Китай и Сингапур) из 193 существующих сегодня в мире государств. Большинство специалистов признают лишь один случай успеха такой модернизации, который, как уникальное исключение, только подтверждает правило о возможности успешной модернизации экономики исключительно в условиях демократии. А именно Сингапур — островное государство-город с пятимиллионным населением, которому исторически повезло с правителем. Но таких правителей, как Ли Куан Ю, «всегда не хватает на всех». А тут
опять предлагается авторитарная модернизация, но теперь уже политической сферы, да еще и эволюционная.
Авторы доклада, как «стыдливый голубой воришка Альхен», стесняются определить тот политический режим, который они предлагают эволюционно модернизировать. Но нельзя правильно назначить лечение, не поставив точный диагноз. Постараемся это сделать за них.Правящий в России политический режим осуществляет и поддерживает российская номенклатура — маргинальный социальный слой, который представляет собой конгломерат постоянно борющихся друг с другом за власть и ресурсы номенклатурно-олигархических кланов. Приводным механизмом правящего режима и жизнедеятельности господствующей номенклатуры служит всепроникающая политическая и экономическая коррупция, основанная на злоупотреблениях всеми видами административного ресурса государственной власти для приватизации правящими кланами власти и ресурсов страны в целях личного обогащения членов этих кланов и их домочадцев.
В политической сфере целенаправленно деформированы и закупорены все легальные каналы участия граждан в управлении делами государства, подавлена политическая конкуренция и гражданский контроль власти. Административными мерами и средствами обеспечивается доминирующее положение в политическом поле и структурах государственной власти правящей номенклатуры.
Экономическую основу режима составляет государственное предпринимательство, осуществляемое за счет постоянно расширяющегося вмешательства государства в сферу экономики в форме «огосударствления» и монополизации наиболее прибыльных отраслей. При этом под прикрытием «огосударствления», по сути, происходит приватизация и перераспределение ресурсов страны в пользу правящих кланов, а представляющие эти кланы во власти чиновники являются главными предпринимателями и в первоочередном порядке бесконтрольно обогащаются.
В сфере государственного управления выстроена «вертикаль власти», которая разрушила конституционный принцип разделения властей, подчинив законодательную и судебную власть президентской и исполнительной власти, и вопреки конституционному принципу федерализма превращает Россию в унитарное государство, что ей исторически противопоказано.
Такой политический режим вполне обоснованно можно классифицировать как авторитарно-клептократический режим корпоративного типа.
Вопреки утверждению авторов доклада о том, что «к исходу первого десятилетия нынешнего века политическая система России приняла законченный моноцентрический, вертикальный характер», корпоративный режим принципиально не может быть моноцентрическим. Моноцентризм предполагает наличие одного центра, а в первоначальном смысле этого понятия, предложенного Игорем Клямкиным и Лилией Шевцовой, одного лица, принимающего ключевые политические решения. Моноцентрическими могут быть только тоталитарные или авторитарные режимы личной власти.Двухголовая вершина правящего режима представляет собой лишь созданный посредством информационного манипулирования и зомбирования массового сознания виртуальный, но не реальный центр власти. И Путин, и Медведев являются представителями во власти, а следовательно, и заложниками реально правящих и принимающих решения номенклатурно-олигархических кланов.
Роль «национального лидера» и его «единокровного преемника» сводится максимум к тому, чтобы не дать вырваться наружу из-под ковра схваткам правящих кланов за власть и ресурсы, не допустить, чтобы столкновения клановых интересов происходили публично.
Хотя и с этой задачей они не всегда справляются. Ни тот ни другой не обладает реальным авторитарным потенциалом для самостоятельного изменения политических и государственных порядков вопреки интересам и целям приведших и удерживающих их во власти кланов. И особенно если это может создать хотя бы малейшую угрозу потери этими кланами полного контроля власти и ресурсов, что неизбежно при переходе к демократическим порядкам.
Теперь то, что касается непосредственно модернизации авторитарного политического режима как его «эволюционной демократизации».
Наличие такой формы организации политических и государственных порядков, как демократия (а в мире не существует двух одинаковых практик ее реализации), определяется наличием и устойчивой работой набора институтов: выборность и сменяемость власти, честные и свободные выборы, автономия ассоциаций, альтернативные источники информации, свобода выражения мнений и другие. При отсутствии или некачественной работе таких институтов говорить о наличии демократии представляется логическим нонсенсом. Неполная или частичная демократия — это демократия «второй свежести». И как писал Михаил Булгаков: «Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» Такую позицию разделял в период своего президентства и Путин, который публично заявил: «Но демократия либо есть и вообще существует, либо ее нет. Нельзя быть немного беременным».
От рассмотрения демократии как непрерывного континуума сегодня отказываются многие прежние сторонники такого подхода, а другие, в принципе понимая его нелогичность, вынуждено вводят такие неологизмы, как «неконсолидированная демократия» и «гибридный режим». В частности,
именно как государство с гибридным режимом оценило Россию в 2010 году аналитическое подразделение британского журнала Economist, а так нелюбимая в России организация Freedom House отнесла ее к несвободным государствам с консолидированным авторитарным режимом.
Но если отвлечься от теоретических рассуждений и перейти в практическую плоскость, то сегодня России необходима не эфемерная «эволюционная демократизация», а замена в срочном порядке правящего авторитарно-клептократического режима, погрязшего в коррупции, на глазах теряющего управление государством и толкающего общество в хаос социальных потрясений, на политический режим демократического типа.До конца ХХ века мировая политическая практика знала только два механизма смены политических режимов — революция и силовое воздействие извне (вторжение, оккупация). Но России точно ни того ни другого не нужно. С конца ХХ века наметился новый механизм так называемых ненасильственных революций, когда смена правителей и правящих режимов происходит «добровольно», без вооруженного захвата власти, под давлением массовых акций гражданского протеста и неповиновения. Анализ предпосылок, форм, механизмов и последствий таких процессов — это тема для отдельного обсуждения.
Но сегодня, исходя из практического опыта уже более двух десятков подобных смен режимов, можно констатировать следующее.
Правители, выстроившие под себя авторитарные режимы, не хотят и не могут отказаться от авторитарного правления, так как это равносильно для них потери власти. Максимум, на что они способны, — имитировать, растягивая во времени, «смягчение» авторитарного режима для удержания как можно дольше в своих руках власти, что, по сути, и предполагают авторы доклада.
Однако обмануть людей все равно не удается, реального улучшения социально-политической обстановки не происходит, и протестное движение продолжает нарастать. Авторитарные режимы неизбежно терпят крах и рушатся по историческим меркам в одночасье, в течение максимум нескольких месяцев, если противостояние власти и оппозиции не переходит в состояние гражданской войны. И только в тех случаях, когда деятели рухнувшего режима в тех или иных формах люстрации отстраняются от управления государством, становление демократического режима проходит успешно. Это все никак не вписывается в «сценарий эволюционной демократизации».Такая ненаучная фантастика, как эволюционная авторитарная демократизация авторитарно-клептократического режима, могла появиться только как результат заказного непрофессионализма. Это когда профессиональный анализ независимых экспертов с целью реальной оценки ситуации и возможностей ее дальнейшего развития подменяется псевдоаналитической компиляцией политиканских измышлений с вкраплениями достоверной информации, которую с целью очередной придворной интриги составляет обслуживающий персонал, постоянно оглядывающийся на то, чтобы потрафить хозяину и чтобы, не дай бог, не оскудела рука дающего.
Если у власти есть только такие придворные «аналитики», доклады которых, в сущности, не заслуживают сколь-нибудь серьезного внимания ни профессионального экспертного сообщества, ни общества в целом, то Россия точно не обретет никакого будущего, кроме социально-политического взрыва с высокой вероятностью последующего распада страны
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/comments/2011/04/1 … 1897.shtml
Демократия с душком. ЮЛИЙ НИСНЕВИЧ
Сообщений 1 страница 30 из 42
Поделиться112-04-2011 09:09:44
Поделиться212-04-2011 15:06:32
Если у власти есть только такие придворные «аналитики», доклады которых, в сущности, не заслуживают сколь-нибудь серьезного внимания ни профессионального экспертного сообщества, ни общества в целом, то Россия точно не обретет никакого будущего, кроме социально-политического взрыва с высокой вероятностью последующего распада страны
Помилуйте!
У власти, может, и не найдешь "аналитиков", которые скажут всю правду, на то они и аналитики от/для власти.
Они должны составлять прогнозы и давать предложения в рамках предположительных сроков действия заказчиков. Поэтому их предложения уже априори ущербны.
А Ю.Нисневич - чем не эксперт? Почему же он не подготовит доклад о методах и путях изменения режима в России?
Как, по его мнению, возможно превратить существующую клептоэкономику в нормальную экономику?
Почему не поведает нам, какие шансы имеет Россия на достойное демократическое будущее, что для этого необходимо в первую очередь?
Пусть представит нам свою программу-максимум.
Критиковать опубликованные доклады, разумеется, можно и нужно.
Вопрос, что можно противопоставить им?
Есть ли идеи у критиков? Или это опять внутривидовые разборки?
Поделиться312-04-2011 15:10:30
Сегодня России нужна не эфемерная «эволюционная демократизация», а срочная замена правящего авторитарно-клептократического режима на политический режим демократического типа.
Согласен. Сингапура из РФ не вышло, это очевидно. Но как обеспечить проведение по-настоящему честных выборов, не прибегая к "ливийскому варианту"? Мне думается, что на это мог бы пойтить Ме при условии ухода Пу. Без дурного влияния последнего Димон (в силу своего очевидного восторга перед достижениями Запада) может организовать последующие выборы по европейским лекалам, имхо.
Поделиться412-04-2011 15:33:08
Согласен. Сингапура из РФ не вышло, это очевидно. Но как обеспечить проведение по-настоящему честных выборов, не прибегая к "ливийскому варианту"? Мне думается, что на это мог бы пойтить Ме при условии ухода Пу. Без дурного влияния последнего Димон (в силу своего очевидного восторга перед достижениями Запада) может организовать последующие выборы по европейским лекалам, имхо.
А как Вы считаете, могут ли честные выборы дать толчок именно в смысле изменения базы режима - монопольно-воровской экономики?
Отдадут ли владельцы добровольно/бескровно все, чем владеют?
Я, например, не исключаю, что и более свободные выборы ничего не изменят. Слишком сильны и заинтересованы обладающие огромной собственностью и охраняющие ее. Слишком дезориентированы, разобщены и пассивны остальные.
Да и серьезных авторитетных политиков в стане оппозиции не видно.
Поделиться512-04-2011 15:37:40
А Ю.Нисневич - чем не эксперт? Почему же он не подготовит доклад о методах и путях изменения режима в России?
А вот потому, что Он ясно выразился, что такой режим невозможно изменить сверху.
Вот же
До конца ХХ века мировая политическая практика знала только два механизма смены политических режимов — революция и силовое воздействие извне (вторжение, оккупация). Но России точно ни того ни другого не нужно. С конца ХХ века наметился новый механизм так называемых ненасильственных революций, когда смена правителей и правящих режимов происходит «добровольно», без вооруженного захвата власти, под давлением массовых акций гражданского протеста и неповиновения. Анализ предпосылок, форм, механизмов и последствий таких процессов — это тема для отдельного обсуждения.
НЕ поняла Ваших претензий к Несневичу. 
Поделиться612-04-2011 15:38:10
А как Вы считаете, могут ли честные выборы дать толчок именно в смысле изменения базы режима - монопольно-воровской экономики?
Вот именно - толчок. Очень правильное слово. Разговоры о переходе РФ к демократии немедленно - наивная болтовня из начала 90-х.
Поделиться712-04-2011 15:40:19
Мне думается, что на это мог бы пойтить Ме при условии ухода Пу.
Ме столь же декоративная фигура, как и Пу, поставленная группой товарисчей в качестве вывески.
НЕ понятно зачем МЕ затеваться с изменением режима? 
Поделиться812-04-2011 15:41:23
А как Вы считаете, могут ли честные выборы дать толчок именно в смысле изменения базы режима - монопольно-воровской экономики?
А откуда возьмутся эти самые честные выборы? 
Поделиться912-04-2011 15:46:53
НЕ поняла Ваших претензий к Несневичу
Именно в том, что неплохо было бы не критике посвятить 9/10 статьи, а собственному анализу. И не только анализу, но и предложениям на его базе.
А он сообщает: "Анализ предпосылок, форм, механизмов и последствий таких процессов — это тема для отдельного обсуждения".
А критиковать, особенно доклады, кот. сами на критику напрашиваются - для этого не надо быть Нисневичем.
Достаточно Лишенкой, Алармистом и Реалисткой. 
Поделиться1012-04-2011 15:49:17
Именно в том, что неплохо было бы не критике посвятить 9/10 статьи, а собственному анализу
Так он же и изложил собственный анализ! 
Поделиться1112-04-2011 15:49:20
Ме столь же декоративная фигура, как и Пу, поставленная группой товарисчей в качестве вывески.НЕ понятно зачем МЕ затеваться с изменением режима?
Поясняю. Ме - человек глупый и слабый, но при отсутствии Пу может попасть под влияние западных лидеров, как в свое время Горбачев. Это вполне воэможно. Медведев не слишком циничен, но тщеславен, явно любит позировать в камеру. В общем с ним можно работать, имхо.
Поделиться1212-04-2011 15:56:02
НЕ понятно зачем МЕ затеваться с изменением режима?
Не думаю, что Ме спит и видит, как бы чего изменить.
Но, как и Вы говорите, он не самостоятельная фигура. И если созревает консенсус у сильных фигур, которые контролируют ситуацию, что необходимы какие-то телодвижения, чтобы удержать свое самое дорогое - собственность/контрольные права, то почему бы Ме не действовать в этом ключе? Как далеко он пойдет, думаю, не знаем ни мы, ни он.
Все будет диктоваться логикой ситуациии, ее динамикой.
Поделиться1312-04-2011 15:58:31
Так он же и изложил собственный анализ!
Я имею ввиду анализ возможностей изменения режима, а не анализ режима. Мы про режим, вроде, все знаем?
Поделиться1412-04-2011 16:10:22
В общем с ним можно работать, имхо
Трудно сказать, что послужило последним аргументом, но некоторые вопросы, касающиеся пересмотра дела Ходорковского и Лебедева уже приняты ВС к рассмотрению. На этом настаивал Совет при президенте по вопросам развития институтов гражданского общества(?), и Медведев содействовал этому.
Конечно, трудно сказать, что двигало президентом, но думаю, что он хочет иметь собственную повестку дня в противовес Путину. И эту его готовность можно было бы как-то использовать хотя бы для маленьких шагов облагораживания российских порядков, но общество, к сожалению, к такому диалогу не готово.
И это самый серьезный вывод.
Поделиться1512-04-2011 21:35:09
если представить на минутку, что ни для ввп, ни для дам, ни для тех, кто их ставит работать, нет никакой разницы в том, кто из них двоих будет работать президентом, то первое, что приходит в голову (имхо): чтобы ненароком кто-то посторонний не получил шанс проскочить на согреваемую должность нужно организовать водоворот и ветер конкуренции между теми двумя, кто-неважно-кто нужен в кресле.
втянуть в эту бучу максимум народу, и тогда у посторонннего уже никаких шансов.
---
самый экономичный способ. к тому же и приличная публика будет обеспечена занятием (и хлебом и зрелищем) и довольна
Поделиться1612-04-2011 23:21:48
если представить на минутку, что ни для ввп, ни для дам, ни для тех, кто их ставит работать, нет никакой разницы в том, кто из них двоих будет работать президентом, то первое, что приходит в голову (имхо): чтобы ненароком кто-то посторонний не получил шанс проскочить на согреваемую должность нужно организовать водоворот и ветер конкуренции между теми двумя, кто-неважно-кто нужен в кресле.
Два варианта. Либо противоречия между ними(а вернее между силами, которые за ними стоят) реальны и серьёзны, либо это спектакль. В первом случае есть шанс прорваться третьей силе и может даже потребуется кой какая поддержка "электората" на выборах. Не президентских, конечно. Думских скорее всего.
Вряд ли спектакль. Монолитность верхушки сильно преувеличена.
Поделиться1713-04-2011 02:07:55
Поясняю. Ме - человек глупый и слабый, но при отсутствии Пу может попасть под влияние западных лидеров, как в свое время Горбачев. Это вполне воэможно.
НЕт, не может. МЕ поставлен местными кланами, он их представитель, он мыслит, как они.
Поделиться1813-04-2011 02:09:21
И если созревает консенсус у сильных фигур
С чего это вдруг возникнет консенсус по изменению ситуации? ИМ вреде и так неплохо... А станет плохо уедут жить в Англию, Швейцарию и пр.
Поделиться1913-04-2011 02:10:55
самый экономичный способ. к тому же и приличная публика будет обеспечена занятием (и хлебом и зрелищем) и довольна
Что мы сегодня и наблюдаем.
Поделиться2013-04-2011 02:12:14
Монолитность верхушки сильно преувеличена.
Есть какие-ни будь доказательства этому?
Кроме разных слов на публику....
Поделиться2113-04-2011 06:44:47
Без дурного влияния последнего Димон (в силу своего очевидного восторга перед достижениями Запада) может организовать последующие выборы по европейским лекалам, имхо.
Честные выборы предполагают признание возможного проигрыша. А на это никто из них не готов пойти.
Поделиться2213-04-2011 06:56:44
Кроме разных слов на публику....
Так надоело "тихо сам с собою". Вот и вышел на публику.
А железобетонных доказательств нет. Да и где бы их взять? 
Поделиться2313-04-2011 07:05:01
Монолитность верхушки сильно преувеличена.
согласен.
только верхушкой мне в этом случае видится номенклатурный слой.
сама же команда-постановщик спектакля "дам и/или ввп" при всех их "интеллигентских" разноголосиях, которые неизбежны, экономически и политически одна команда, члены которой исходят из того, что у них общие интересы.
---
возможно, что роль оппозиции должна быть в том, чтобы внедрить в этот общий интерес кодлы интерес к жизни на земле людей... поскольку без этого даже эта кодла ничто (но судя по всему этого не понимают не только члены кодлы по отдельности и вместе, но и существующие команды, натягивающие на себя разноцветные лэйблы "оппозиция" и "борцы с властью")
Поделиться2413-04-2011 07:12:56
С чего это вдруг возникнет консенсус по изменению ситуации? ИМ вреде и так неплохо... А станет плохо уедут жить в Англию, Швейцарию и пр.
Уезжать - это, скорее всего, проедать (а детки быстро помогут - чай, попривыкли уже). И то, в случае, если темные источники заработанных денег не станут источниками проблем в отношениях с местным правосудием.
А в России - это умножение капиталов, т.е. позитив. Да и чувствовать себя хозяином все же приятнее. Да и уверенность в себе и привычки хамские хотелось бы сохранить. Они же патриоты.
Так что отъезд, думаю, это крайний вариант. Вариант для часа Х.
Поделиться2513-04-2011 07:23:38
сама же команда-постановщик спектакля "дам и/или ввп" при всех их "интеллигентских" разноголосиях, которые неизбежны, экономически и политически одна команда, члены которой исходят из того, что у них общие интересы.
А политбюро ЦК? Тоже ведь были кодлой с общими интересами? И защищали одну и ту же систему.
А потом интересы и мнения разошлись.
Так бывает. И у акционеров одного предприятия, и даже внутри настоящей итальянской мафии.
Так что, я бы не стала говорить о монолитности - это вообще не характерно для жизни. 
Поделиться2613-04-2011 07:27:04
возможно, что роль оппозиции должна быть в том, чтобы внедрить в этот общий интерес кодлы интерес к жизни на земле людей... поскольку без этого даже эта кодла ничто (но судя по всему этого не понимают не только члены кодлы по отдельности и вместе, но и существующие команды, натягивающие на себя разноцветные лэйблы "оппозиция" и "борцы с властью")
В том и горе, что все эти "оппозиции" видят устройство государства точно так же , как и кодла... 
Поделиться2713-04-2011 07:29:10
Так что отъезд, думаю, это крайний вариант. Вариант для часа Х.
Конечно, крайний.... ТОлько менять то им жизнь здесь с чего?
Что им угрожает? Ничего.
Вот в случае чего выставят какого-нибудь молодого, симпатичного, вроде борца с коррупцией Навального и заживут, как прежде.
Поделиться2813-04-2011 07:31:04
А политбюро ЦК? Тоже ведь были кодлой с общими интересами? И защищали одну и ту же систему.
А потом интересы и мнения разошлись.
РАзве крах СССР был результатом разногласий в Политбюро?
Ничего подобного! Крах был в результате падения цен на нефть и неизбежного банкротства государства.
Поделиться2913-04-2011 07:41:36
РАзве крах СССР был результатом разногласий в Политбюро?
Разговор шел о монолитности, а не о крахе. (Монолитности в политбюро не было и в спокойные брежневские времена. Были мнения и группы, стоявшие за ними).
Следите за полемикой. 
Поделиться3013-04-2011 07:46:20
Разговор шел о монолитности, а не о крахе. (Монолитности в политбюро не было и в спокойные брежневские времена. Были мнения и группы, стоявшие за ними).
Следите за полемикой.
Я слежу.
Монолитности не было нигде, где есть два человека.
НО это не имеет отношения к разговорам о том, что Пу и МЕ потеряв монолитность потеряют и власть. БНазначат НА преемником и власть останется у группы лиц, которых представляют сегодня Пу и МЕ.
ПРосто напомню ВАш пост
А политбюро ЦК? Тоже ведь были кодлой с общими интересами? И защищали одну и ту же систему.
А потом интересы и мнения разошлись.
Так бывает. И у акционеров одного предприятия, и даже внутри настоящей итальянской мафии.
Так что, я бы не стала говорить о монолитности - это вообще не характерно для жизни.
Отредактировано Лишенка (13-04-2011 07:47:32)