НАШ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НАШ ФОРУМ » Другие СМИ » Об удобстве антисоветской риторики и благотворности абсолютного зла


Об удобстве антисоветской риторики и благотворности абсолютного зла

Сообщений 1 страница 30 из 104

1

http://www.novayagazeta.ru/politics/49265.html
"Чума и чумка. Об удобстве антисоветской риторики и благотворности абсолютного зла"

Дмитрий Быков рубится с Михаилом Эпштейном. :-)

"...Я говорю всего лишь о том, что эпохи великого зла формируют целые поколения борцов с этим злом, и борцов первоклассных, — тогда как эпохи полусвободы тем и плохи, что компрометируют свободу и формируются в результате полупоколения

...Первосортная диктатура потому и плодит великие поколения, что абсолютное зло действительно благотворно в нравственном отношении: оно вызывает желание бороться, желание бескомпромиссное, отважное и страстное. Полусвобода и полуоткрытая граница отвратительны именно тем, что не позволяют нравственно определяться по отношению к ним; полуцензура в СМИ, полузапрет на естественные и очевидные вещи, полуправда и полупропаганда, всеобщее лицемерие и двоемыслие, ничуть не уступающие советским, — всё это растлевает страну, утверждаю я, быстрее, а главное, бесповоротнее полноценной диктатуры, ибо эта самая полноценная диктатура, даже и вырождаясь, воспитала несколько поколений людей, для которых милосердие, свобода, правда не были пустым звуком...."

Предшествующая статья М.Эпштейна "Масштаб и вектор. О тотальгии Дмитрия Быкова"
http://exlibris.ng.ru/kafedra/2011-10-27/4_vektor.html

"...ТотальгИя (скорнение слов «тотальность» и «ностальгия», от греч. algos – страдание, боль) – тоска по целостности, по тотальности, по тоталитарному строю, в том числе по советскому прошлому.

...Лучшее, что было в истории тоталитарной державы, – это именно перемена масштаба, переход от первоклассной диктатуры к посредственной. От Сталина к Брежневу. И далее к Путину. Да здравствует посредственность! Если страна обречена на диктатуру, то пусть как можно более посредственную. Если убивает, то пусть не миллионами, а единицами, в надежде, что дальнейший рост посредственности сведет число жертв к нулю. Если вектор власти по-прежнему направлен ко злу, то спасение – не в укрупнении, а в предельном измельчении масштаба.

Конец советского строя со всей наглядностью прояснил то, что еще не было ясно в его начале. Пастернак, современник восходящей утопии, имел хотя бы эстетическое право на моральную ошибку. У нынешних тотальгистов такого права уже нет."

0

2

kenig написал(а):

Лучшее, что было в истории тоталитарной державы, – это именно перемена масштаба, переход от первоклассной диктатуры к посредственной

я прочел эту статью быкова и даже думал ее сюда отправить. но что-то перевесило, хотя аргументация быкова ПОХОЖА на мою.
с одним тезисом я бы согласился безоговорочно: совок был разнородным и еще хранил в себе остатки классической культуры. а т.н. демократическая рф была исходно варварской и бандитской.

но это требует очень большой щепетильности и точности в мыслях и рассуждениях.

0

3

kenig написал(а):

Дмитрий Быков рубится с Михаилом Эпштейном.

Быков пошляк и куда ему рубиться с Эпштейном... :tomato:

0

4

быков - пошляк, но эпштейн оказался недобросовестным дураком.
вся его статья - недоросовестный (и невероятно глупый) передерг того, что быков говорил.
увы. наших все меньшает и меньшает.

0

5

космонавт написал(а):

с одним тезисом я бы согласился безоговорочно: совок был разнородным и еще хранил в себе остатки классической культуры. а т.н. демократическая рф была исходно варварской и бандитской.

Классическую культуру совок хранил в театрах и в библиотеках. Она и до сих пор там. А Вы где ее
ищете?

космонавт написал(а):

но это требует очень большой щепетильности и точности в мыслях и рассуждениях.

Вот именно.

Отредактировано kenig (02-11-2011 10:31:04)

+1

6

космонавт написал(а):

вся его статья - недоросовестный (и невероятно глупый) передерг того, что быков говорил.

А где это было?

0

7

kenig написал(а):

Классическую культуру совок хранил в театрах и в библиотеках. Она и до сих пор там. А Вы где ее
ищете?

в человеке.

+1

8

kenig написал(а):

А где это было?

где напечатано? да, на гранях, кажется.
а выдержки из эпштейнова опуса - в тексте у быкова. там же все ясно и прозрачно.

0

9

kenig написал(а):

Вот именно.

это - да. и еще раз - да.

0

10

космонавт написал(а):

увы. наших все меньшает и меньшает.

Один Кургинян остался, да вот ещё Вы... и фсё. ;)

+1

11

космонавт написал(а):

но это требует очень большой щепетильности и точности в мыслях и рассуждениях.

я статью не видел, но пока не видел и у быкова этих качеств. впрочем, если текст нерифмованный, то просмотреть его не грех - дадите ссылку?

+1

12

космонавт написал(а):

эпштейн оказался недобросовестным дураком

предвзятость рулит не только дураками.
"добросовестно предвзят".
но пошлость быкова, точнее того, что видно из того, что он делает, перевешивает и оправдывает фффсёёёооо

+2

13

вот быков. нелюбимый мной, но тут ему вчиняют явно не по делу:
http://www.novayagazeta.ru/politics/49265.html
вот эпштейн.
http://exlibris.ng.ru/kafedra/2011-10-27/4_vektor.html

их же кёниг исходно дал в своей старт-топиковой публикации.

+1

14

Лишенка написал(а):

Один Кургинян остался, да вот ещё Вы... и фсё.

не, еще пол пот и гитлер. они живы и живут в антарктиде.

+1

15

InTheBalance написал(а):

оправдывает фффсёёёооо

не фффссёёё... он, што, индульгенции выписывает? он што - папа римский?

0

16

Лишенка написал(а):

Один Кургинян остался, да вот ещё Вы... и фсё

што-то всё больше моих старых друзей ссылаются на кургиняна.
но он не говорит ничего, чего бы мы не говорили 20 лет назад... может как раз поэтому?... любопытно, чего он говорил 20 лет назад?
что-то мне кажется, что тогда он говорил то, что сейчас говорит валерия ильнична. точнее - сейчас  она лепечет как дитя.
может, и истину...
я слушал его немножко и мне показалось - мир остановился в 90-м

+1

17

InTheBalance написал(а):

я слушал его немножко и мне показалось - мир остановился в 90-м

Именно!
Так застыло это прекрасное мгновение, когда он был моложе и девушки его любили.... :blush:

0

18

Вот тут КУргинян  во всей красе , рубится со Сванидзе, разоблачает Хрущева и Гайдара. Супер! :flag:

0

19

какого х..я здесь делает кургинян?
он вообще в данном случае - кто? страшила хренова?

0

20

патриотизм - последнее прибежище негодяя.
антисоветизм - последнее прибежище идиота.

+1

21

космонавт написал(а):

какого х..я здесь делает кургинян?
он вообще в данном случае - кто? страшила хренова?

Объясняю. Доводы, что у Кургиняна, что у Быкова, одинаковые!

0

22

космонавт написал(а):

патриотизм - последнее прибежище негодяя.
антисоветизм - последнее прибежище идиота.

А антифашизм чье прибежище? ;-)

0

23

http://wyradhe.livejournal.com/217931.h … 7#t5312587

Кантор и Быков как раз очень характерны - они показывают, что экология больше не терпит дивного народа. Это ведь самые-самые маргинальные для старой интеллигенции типажи - городской тягуче-псевдовозвышенный сумасшедший (Кантор) и Быков, жовиальный Эрколе Бамбучи, салонный большевизан из куртуазных маньеристов - вот если взять издевательскую карикатуру Бунина на Макса Волошина (* - реально он был на это не похож), да еще окарикатурить и измельчить ее в сто раз, то это и будет. Макс Волошин в Коктебеле сидел, а не при аналогах Лебедева - Муратова окармливался, тем более что при всем оподлении части общества в начале 20 века ничего похожего на Лебедева и Муратова оно даже во сне представить себе не могло: намного меньшая тошнотворность, имевшая место у Тинякова - и та приводила к остракизму.
А сейчас только эти карнавальные типажи из всего вида и приживаются - и то как клоуны на подхвате у совершенно иных людей (исключительно похабных, но из обычного похабства, не фантастического. Лебедев, спятивший с ума на прыжке из простых гэбешных шестерок в миллиардеры гэбешно-шестерочного образа и подобия, ничего фантастического в себе не имеет: купчик, который любит куролесить и содержать ораву писарей, которые пишут нечто, ему приятное, а приятно ему слышать, что население по сравнению с ним тупая ленивая слякоть, и отдавать ему ничего не надо, а государство - тупые тиранские паразиты, и ему тоже отдавать ничего не надо. И должен он быть мужем совета, население - знать свое место и пахать на него, затянув пояса, а государство быть при всем этом его ночным сторожем. Как учили его в совдепском КГБ, что государство при капитализьме есть цепной пес эксплуататоров, который помогает им ездить верхом на трудящихся массах, так он и запомнил, и жалает, шоб все так и было. Ничего фантастического и безумного тут нет - не больше, чем в профессиональной цыганской привокзальной воровкогадалке.
А вот Муратов и компания при нем на лебедевском поводке - это уж дело другое, намного более патологического замеса. Но только раньше такие Муратовы стояли на своих ногах и им с поклонами давали деньги - как Милюкову с поклонами давали, - а теперь они состоят на коротком поводке, Лебедевы им велят скакать то туда, то сюда и ставят над ними надзирать своих сестер (директор Новой Газеты - именно таковая, Муратов-то редактор, а она-то дилехтор).

*) "Страшней всего то, что это было не чудовище, а толстый и кудрявый эстет, любезный и неутомимый говорун и большой любитель покушать. Почти каждый день, бывая у меня в Одессе весной девятнадцатаго года, когда «черное точило», - или, не столь кудряво говоря, Чека на Екатерининской площади, - весьма усердно «прокаляла толщу бытія», он часто читал мне стихи на счет то «снежной», то «обугленной» Россіи, а тотчас после того свои переводы из Анри де Ренье, потом опять пускался в оживленное антропософическое красноречіе. И тогда я тотчас говорил ему:
- Максимиліан Александрович, оставьте все это для кого-нибудь другого. Давайте лучше закусим: у меня есть сало и спирт.
И нужно было видеть, как мгновенно обрывалось его красноречіе и с каким аппетитом уписывал он, несчастный, голодный, сало, совсем забывши о своей пылкой готовности отдать свою плоть Господу в случай надобности".

***

С Галковским - нет, не пересекался. Но он не из той традиции, он именно дикорастущий. Отличительная черта интеллигенции - не просто бредовость, а бредовость + шаблонность. Шаблонов всего-то ничего, и то она тяготеет к двум-трем пакетикам идеологем, причем рекомбинировать эти идеологемы не любит, предпочитает пакетами оперировать - а то больше трех постоянных комбинаций трудно уложить в головы с оперативкой 10 килобайт, до которых большинство этих граждан себя успешно досократили.

А Галковский - это бредовость без шаблонности. Он не входит в "интеллигенцию" и не может породить новое ее направление. Шаблоны "интеллигенции" уже определились, и новых наборов ей не надобно. Галковский же отличается от "интеллигенции" главным: он думает своей головой, а не загружает ее типовыми шаблонами. Голова у него бредовая, на выходе получается оригинальная нешаблонная чепуха. Но он производит ее сам с нуля - а "интеллигенция" живет просто как органчик, играя комплектами готовые и не ей произведенные мелодии.

+1

24

http://wyradhe.livejournal.com/217931.html

Никакого сладу. Духовного пути воины.

Соседи у нас слушают ток-шоу про интеллигенцию с участием Мариэтты Хан-Магомедовой  Чудаковой, и воленс-ноленс, сидя на кухне с нотебяком, вынужден ее слушать и я. (Чудакова
самая подходящая  персона для этих целей - то пишет конспирологический бред о том, как-де Елена Шиловская-Булгакова была агентшей НКВД, приставленной к Булгакову означенным ведомством, то Ельцина будет фанатично восславлять, то в СПС вступит, то еще чего хорошего придумает, например, такое: "Чудакова: Я знаю только одно, что какие-то вещи должны быть сделаны как государственные вердикты, спущены сверху. Кто скажет, что ГУЛАГа не было, – в тюрьму. Кто скажет, что Сталин, как и Гитлер, - положительная фигура, – в тюрьму. Я 7 лет была членом Комиссии по помилованию при президенте России. Я с 19 лет противница смертной казни. Но в тюрьму отправлять за это надо"); как булгаковед - бедствие и смута  («Жизнеописание Михаила Булгакова» - даже для своего 1988 года для человека, приставленного к архиву, качество гробовое - для публики-то, конечно, сошло, поскольку уже и то была манна небесная), приставлена была в свое время Советской властью к архиву Булгакова, с чем и связано ее положение в этом секторе мироздания. Существо, в общем, очень
характерное и кому, как не ей, толковать об этой самой интеллигенции).

По сей причине глянул я в словарь Ефремовой, ибо сдается мне, что незачем разводить
ток-шоу на тему о том, что есть интеллигенция, ежели это уже сказано в словаре. И написано там такое:  интеллигенция-де есть  "социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным - преимущественно сложным и творческим - трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным
чувством долга и чести".  В Оскфордском же словаре сказано: intellectuals or highly educated people as a group, especially when regarded as possessing culture and political influence.

Интересно, что кроме русского и польского языков, оксфордский словарь других наречий, для  которых это слово было бы родным, не указывает.
Как историческое явление, по признанию большинства специалистов, эта штука существовала в России с 1830-х - 1840-х гг. и в настоящее время - это уже по живым наблюдениям - свое существование прекращает / прекратила, оставляя по себе послевкусие в виде Чудаковой и
пр. - нет ни надобности, ни небрезгливости разбирать, кто у них там либерал, а кто почвенник.

К определению, данному выше, я бы добавил историческое, основанное просто на наблюдениях за
деятельностью мэйнстрима этой самой и. как и. (когда врач лечит, химик ставит опыты, филолог изучает латынь - они выступают как профессионалы, но не как "интеллигенция". Когда они судят о справедливом и несправедливом, они - если остаются при этом в пределах той самой  справедливости и здравого смысла -  выступают не как "интеллигенция", а просто как люди. Практика показывает, что офицеры и булочники о добром и злом могут судить не хуже и не лучше адвокатов и литераторов. Как "интеллигенция" они все выступают, когда распространяют вот это самое - духовно-нравственные устремления, особенно философско-этического и социально-политического плана - с претензией на то, что они призваны научать этому всех остальных.

Интересно, что фельдмаршалы, попечители учебных округов и начальники контрразведок  не включались в это понятие, хотя работа у них у всех на порядок более умственная, чем у приват-доцентов философии, а высшее образование у них было не менее высшим, чем у означенных
приват-доцентов). Повторюсь, я не хочу ничего клеймить, я просто описываю, что имело место на деле -

"Интеллигенция - это... (см. определение у Ефремовой), которая для-ради всего вышесказанного
духовно-нравственно занималась как интеллигенция (то есть вне приносящих практическую пользу или расширяющих наши положительные знания профессий) главным образом тем, что:

- делала из разнообразного особо яркого бреда и/или мерзости конфетку;
- призывала отечество изо всех сил есть оную;
- камлала вокруг оной конфетки на тему  "все порядочные (варианты: цивилизованные / любящие свое отечество / не  продавшиеся самодержавию, коммунистам или жидомасонам  люди должны считать и уже считают так";
- по наведению от оной конфетки оправдывала все те глупости, вредности и пакости, делавшиеся именем конфетки, какие только можно было по такому наведению с натяжками оправдать - даже без особой необходимости для славы драгоценной конфетки;
- оправдывала и физический вред, каковой люди терпели от означенных дел тем, что это все - для конфетки, а конфетка - для их же блага;
- даже в тех случаях, когда ей случайно попадалось в качестве ядра конфетки нечто действительно хорошее, не могла успокоиться, пока не примешивала к этому хорошему достаточно нечистот, чтобы дальше, успокоившись, нести все это в массы уже пакетом, особенно стараясь о том, чтобы нечистоту от конфетки более не отделяли. Например, ежели какая и. попадала на идеи свобод и прав человека, то основная масса оной инт. уже не могла успокоиться, пока не примешивала к ним, скажем, мечтаний о разделении России на сто сколько-то там независимых государств (кто еще помнит, академик Сахаров толкал это в 1989, и в соответствующих кругах интеллигенции не положено было считать это феерическим маразмом, каковым эта идея заведомо являлась на
деле) или разговоров о том, что то, что творилось с 90-х, есть необходимость для прогрессу и неизбежная сторона столь же необходимого первоначального накопления; а ежели какая инт. попадала на какие-нибудь не-безумные  идеи народнического порядка, то и тут не могла успокоиться, пока не вмешивала в это дело борьбу с западной цивилизацией потребительства, развратом  и мамоной. Ежели попадала какая инт. на идеи социального обеспечения и политических свобод основной массы населения, то у нее немедленно получались лозунги социалистической революции в 1860 году или лозунги немедленного введения четыреххвостки и отмены смертной казни в 1917 году и терпимости к большевикам - в лучшем случае, а сам большевизм - в худшем. Ежели попадала какая инт. на идею о том, что иерархическая власть и подавление так-таки необходимы, то из этой идеи какой-нибудь Леонтьев немедленно делал цветущее неравенство, и уж в этом виде она имела несравненно более широкое хождение, чем в обычном, неинтеллигентском, известном каждому мужику в 17 веке. И даже из совсем уж элементарных  прописей в качестве топора интеллигенция сумела выварить суп "философиий" Толстого и Достоевского - после чего долго с ними носиться.

Интересно, что все нормальное, что в эти конфетки интеллигенции было вмешано, было известно за тысячи лет до всякой интеллигенции.  Цари Вавилона и Иссина для ограждения населения от чрезмерной частной эксплуатации ограничивали ростовщичество и долговое рабство, вводили массовые государственные продажи по твердым ценам и утверждали декретами тарифы, не страдая при этом фурьеризмом, воплями "собственность есть кража", любвями пчел трудовых и прочим социалистическим бредом. Египет и Хатти отменяли смертную казнь (исключая чрезвычайные случаи) без рассуждений о том, что убийца есть прежде всего несчастная жертва мировой несправедливости. Что свободное самоуправление дорогого стоит, и великое благо - когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает - знали деятели Спарты и Рима (по нынешним меркам - чистые черные полковники).  Интеллигенция оказывалась нужна, чтобы извалять все это в разнообразных полоумиях и нести дальше именно в таком извалянном виде, а в своем нормальном виде все это отлично существует  без нее - когда нет никакой интеллигенции, а есть лекари, учителя, офицеры, литераторы, булочники, судьи, адвокаты и пр.
Определилось все это уже в Греции, когда обычные олигархи и аристократы были еще, как правило,  похожи на людей, а вот Правильное Общество по Платону уже было бредовым кошмаром - и  с тех пор эта ситуация не менялась.
Чтобы ввести гарантии для мирного населения на войне, нужны короли, определенного склада командиры  и скучные юристы вроде Гроция, которых никто никогда к интеллигенции не относил. Чтобы величественно презреть  эти гарантии, иногда бывает нужен и  просто бандит, но гораздо чаще - бандит пополам с интеллигентами вроде Ницше или Трейчке, а еще чаще и нужный бандит-то сам вырастает из их мудрости.

Объективно исторической функцией интеллигенции в России, сколько показывают факты, было, по-видимому, примерно то же, что делает птичка-медоуказчик. Она, как известно, своей  активностью указывает, где лежит мёд. И., напротив, указывала своей активностью, где
лежит нечто противоположное меду. Правильное использование и. - а в этом случае она была бы исключительно полезна - таково: посмотреть, какое употребление, направление и облик дает интеллигенция идеям, к которым ее влечет, и взять на заметку, что, стало быть, либо
употребление и направление это - в основном чумное, либо чумна уже и сама привлекшая интеллигенцию идея. При таком использовании и. она принесла бы людям колоссальную пользу, но, к сожалению, эта возможность оказалась распознана только тогда, когда сама она, слава тебе Господи, фактически исчезла.

+1

25

прочитал я быкова.
вроде всё верно.
кроме его рассуждений про масштабы.
не знаю я чего такого важного в масштабах. не понимаю. чушь по-моему.
а то, что ссср - не только гулаг, тем более был в наше время, но и такие люди как сам эпштейн и прочие буковские и сахаровы - правильно.
и то, что этот факт был отметен борцами с ссср - беда. факт - беда.

+1

26

InTheBalance написал(а):

а то, что ссср - не только гулаг, тем более был в наше время

В наше время, слава Богу, СССР нет!

0

27

Быков считает,что нынешняя Россия унаследовала от СССР самое худшее, а лучшим пренебрегла. «Самое отвратительное, что было в Советском Союзе, наоборот, оказалось чрезвычайно живуче». Но самыми отвратительными в СССР были Архипелаг ГУЛАГ и железный занавес. Неволя в квадрате: тюрьмы по всей стране и вся страна как тюрьма. В нынешней России ГУЛАГа и занавеса больше нет
Подробнее: http://exlibris.ng.ru/kafedra/2011-10-27/4_vektor.html

здесь с эпштейном не согласен.
совок - совок и в гулаге, и в кабинете , и в любое время, что в ссср, что в рф.
---
граница проходит через сердце человека.
и отчуждаться, зарывать глаза на эту границу, видеть в себе какого-нибудь сахарова - не знаю насколько честно...
тем более, что а.д. был 100-процентный совок с границей между ним и человеком, проходящей через его сердце.

+1

28

InTheBalance написал(а):

http://wyradhe.livejournal.com/217931.html
    Никакого сладу. Духовного пути воины.

Типичный памфлет. Как во всяком памфлете есть и крупицы правды, зато неправда раскрашена во все цвета радуги для привлечения девственной публики.
По существу: удивительно наблюдать в российском обществе возобновленную массовую ненависть
к тем образованным людям (не к врачам и учителям), которые способны на основе своего образования и профессионального опыта видеть глубже и шире проблемы общества. Сравнивать их с "булочником" и полагать, что булочник может выдать не менее глубокое и не менее обоснованное суждение об обществе, - это  та же степень умственного маразма, который присущен фашизму/коммунизму. Разумеется, как и раньше в истории, пионерами этой ненависти являются многие из тех же образованных,  уровень мировоззрения которых застыл на мировом вопросе "чего-то хочется, то ли конституции, то ли севрюжины с хреном?".

+2

29

kenig написал(а):

Как во всяком памфлете есть и крупицы правды, зато неправда раскрашена во все цвета радуги для привлечения девственной публики.

Так вся словесная гражданская война в России на этом стоит. Крупицы правды и кучи ... и крик, надрыв, ненависть...
Достоевщина!

Отредактировано Лишенка (02-11-2011 12:06:28)

0

30

всякие политические устремления, пожелания, надежды - предмет всё той же человеческой комедии, что и карьерные, денежные, барахольные и пр.
наше участие в ней не делает её осмысленней, эту комедию.
и диалог быкова с эпштейном напоминает мне больше всего обвинение виктора астафьева в русском национализме. у обоих та же логика.
надо сказать, что мне казался до этого разговора быков много пошлее, а эпштейн намного интереснее, чем после прочтения этих статей.
всё-таки политика такая дрянь, что уравнивает почти всех вступивших в это гавно.
и действительно, кургинян интереснее говорит, чем то, что есть в этом диалоге. почему-то слышно, что он как говорит так и думает, он всерьёз обеспокоен и о своих переживаниях говорит, формулирует свои мысли. очень важно, когда говорится пусть банальность, но пережитая, своя.
пусть мне не интересно. это моя проблема.
в диалоге звучит с обеих сторон вежливое желание переспорить. правда, быков (чем меня он и удивил) пытается услышать собеседника, но без толку... он пытается сказать, что перемены, когда внутри каждого сидит свой гулаг, бесполезны - в любую минуту колючая проволока может быть натянута и между людьми, и поставлены автоматчики на вышках, если этот внутренний гулаг замалчивается...
в общем пытается говорить о покаянии, но натура ведет его не говорить, а спорить... читать невозможно. как и эпштейна.
братцы! дрянь это.
я не знаю, что надо делать... но уж лучше споры о словах :tomato:

0


Вы здесь » НАШ ФОРУМ » Другие СМИ » Об удобстве антисоветской риторики и благотворности абсолютного зла