НАШ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НАШ ФОРУМ » В остальном мире » Свобода. Мамардашвили


Свобода. Мамардашвили

Сообщений 61 страница 74 из 74

61

пурист написал(а):

счастье - не предельное и не философское понятие. говорят философы только то, что щастье - не цель, а артефакт. типа займись делом, а как побочный артефакт, как свидетельство правильности и ценности твоих занятий будет тебе щастье.

InTheBalance написал(а):

свобода...это свойство человека
    как любовь
    как счастье,,,

нет никакой проблемы. это - о разном.
философское и поэтическое.

+1

62

пурист написал(а):

armir написал(а):
Счастье - тоже атрибут?

Любовь навешно закраплена за человеком?
да нет, конечно.
господь не создавал человека любящим или счастливым, но создал его свободным.
счастье - не предельное и не философское понятие. говорят философы только то, что щастье - не цель, а артефакт. типа займись делом, а как побочный артефакт, как свидетельство правильности и ценности твоих занятий будет тебе щастье.
свобода же - одно из древних философских понятий. куча традиций, пласты культуры вокруг обсуждения этого понятия и вокруг различных "практик свободы".

вопросы, которые озвучил armir, конечно базовые.
они ведут к вопросу "что такое человек?"

в случае если нечаянно что-то прозвучит
что-то
типа ещё не человек
или нечеловек
не надо считать, что такой "нечеловек" должен иметь меньше гражданских или политических прав, чем тот: кто "уже человек"
уже просто потому что "А судби кто?"

свобода, любовь, щастье  - сущностные силы человека, которыми ему задано (:blush:) овладеть пока ему дано жить.

для этого существуют массы "практик свободы" с древности до наших дней

видимо, не обнаружив своей свободы, с помощью или без практик
рано считать себя человеком

видимо, следует за обнаружением своей свободы признание своего счастья как атрибута человека
и обнаружение себя в пространстве любви

в том языке, на котором были записаны евангелия, для называния любви есть по крайней мере два слова,
когда Исус говорит Петру
типа ты не любишь меня высшей свободной любовью
в ответ он получает возражение, сформулированное точно
господь мой! я люблю тебя! я люблю тебя механической любовью

так же как свобода-атрибут в разговоре легко перепутывается с понятием гражданской свободы (с которой безусловно имеет связь), то же и с любовью и счастьем

думаю, что есть дискурсы, где терминологически первичны любовь или щастье.....

+2

63

InTheBalance написал(а):

думаю, что есть дискурсы, где терминологически первичны любовь или щастье.....

думаю, есть.

безуслово, основные символы-ценности сливаются, пересекаются. бытие в боге христианами описывается и как свобода, и как любовь. и как щастье, конечно.

различение же механического и свободного (опа, опять она объявилась, свободушка) на форуме, мне кажется, вызовет такую полемику, что забудем, с чего начали. слишком это идеи непростые (понятно, что - кому как).

я же хотел сказать, что, во-первых, мераб не говорит:
1. о психологическом переживании свободы. поскольку некоторые уникумы себя свободными и в луже чувствуют. и они не знают, что и как они будут чувствовать завтра.
2. не говорит о собственно политической свободе, но политическую свободу подразумевает как естественную среду для свободных людей.
3. что философский язык есть именно язык, то есть, он предполагает не только некие предметные значения слов, которые заданы бытовым языком, но и свою, иную, чем у бытового языка, грамматику и синтаксис, которые позволяют оперировать со словами как с понятиями, а не просто обозначениями предметов.

во-вторых:
мераб, как всякий живой человек, множество раз выражался неудачно, а иногда его высказывания имели в виду определенный, специальный контекст:
например, говоря, что человек - не есть звено механической причинной цепи, он не оговаривает, какого человека он имеет в виду, поскольку он говорит в тот момент со студентами, и ему важно лишь пробиь идиотское советское понимание детерминизма, которое в головы этих студентов вдалбливала советская образовательная машина.

вообще, философские темы очень сложны, поскольку философия и философствование многими людьми рассматривается примерно как футбол, о котором всякий человек вправе иметь свое собственное мнение и группироваться - в зависимости от своего мнения по идеологическим "командам".

на форуме возникает опасность такого тотального дилетантизма применительно не только к философии. с другой же стороны - о чем же еще говорить, кроме как о мнениях - своих и чужих?

0

64

пурист написал(а):

нет никакой проблемы. это - о разном.
философское и поэтическое.

У меня такое ощущение, что мы говорим об одном и том же на разных языках и с разных точек зрения.
Я за лесом не вижу деревьев.
Вы за деревьями не видите леса.  :)

+1

65

пурист
:insane:

пурист написал(а):

вообще, философские темы очень сложны, поскольку философия и философствование многими людьми рассматривается примерно как футбол, о котором всякий человек вправе иметь свое собственное мнение и группироваться - в зависимости от своего мнения по идеологическим "командам".

если б хоть от мнения, а то от симпатий возникающих как симпатии к стилистике постов
постов в широком смысле слова
ведь что такое текст в массмедиа как не пост, а чего еще знают люди, объединяющиеся вокруг, например, Илларионова?
или объединяющиеся против него?
тексты-с... тексты... тексты поступков, окрашенных стилистически...
то самое по-моему вечное

пурист написал(а):

идиотское советское понимание детерминизма, которое в головы этих студентов вдалбливала советская образовательная машина

и ещё

пурист написал(а):

на форуме возникает опасность такого тотального дилетантизма применительно не только к философии. с другой же стороны - о чем же еще говорить, кроме как о мнениях - своих и чужих?

:insane: 
диалектика, единство и борьба  :flag:

+1

66

armir написал(а):

У меня такое ощущение, что мы говорим об одном и том же на разных языках и с разных точек зрения.
Я за лесом не вижу деревьев.
Вы за деревьями не видите леса.

я сразу и заранее согласен :)

0

67

armir написал(а):

пурист написал(а):
нет никакой проблемы. это - о разном.
философское и поэтическое.
У меня такое ощущение, что мы говорим об одном и том же на разных языках и с разных точек зрения.
Я за лесом не вижу деревьев.
Вы за деревьями не видите леса.

всё мы видим
и мы и вы и они
и слава богу
разные все
интерпретируем (ют) по разному
хотя некоторые чуствуют себя сержантами или старшинами и стараются приказать как следует интерпретировать

это чувство время от времени посещает каждого
и - пост с указом готов!

и персонально Вы, armir, взрываетесь почти сразу
как только встречаетесь с чем-то похожим на приказ или команду

но наши (форумные), мнящие себя сержантами, старшинами и офицерами,
все-тки (имхо, конечно) - не собираются никого посылать убивать...

даже когда хамим друг дружке

0

68

InTheBalance
но наши (форумные), мнящие себя сержантами, старшинами и офицерами,
все-тки (имхо, конечно) - не собираются никого посылать убивать...

А Вы--генерал?

0

69

pensionerka написал(а):

InTheBalance
но наши (форумные), мнящие себя сержантами, старшинами и офицерами,
все-тки (имхо, конечно) - не собираются никого посылать убивать...

А Вы--генерал?

????

0

70

pensionerka написал(а):

Свобода--она ведь категория субъективная,
данная только в собственных ощущениях
Или я не права?

pensionerka написал(а):

Свобода--она ведь категория субъективная,
данная только в собственных ощущениях
Или я не права?

Или-или.

Ведь надо сперва определиться, о какой свободе речь.
Если о личной, вернее, духовной (о которой говорит автор), то всё верно.

Но есть и другая свобода - гражданская. Она неотделима от общества, зависит от общества и от других членов общества.
У этой свободы нет "крыльев" духовной свободы, она сильно ограничена правовыми и моральными рамками. Но не с целью сделать человеку плохо, а с целью создать пространство для свободы других членов общества. Ведь личная духовная свобода неограничена, занимает всё пространство до далеких галактик и непременно пересекается с такими же необъятными свободами других. Поэтому, чтобы не было конфликта, приходится урезать и создавать коридоры для безаварийных полетов мыслей.

Автор, на мой взгляд, путает понятия духовной и гражданской свободы. Свобода действий, включая свободу выбора, есть социальное понятие, и она ограничена обществом. А вот последнее предложение "Это не мир делает его рабом - по отношению к миру человек свободен абсолютно, - корни его рабства уходят в него самого" из категории духовной. Я бы согласился с этим утверждением, если речь о внутреннем мире человека. Но если переложить его на отдельного члена общества, то получится, что любой законопослушный человек - раб.

+1

71

Лишенка написал(а):

Вот я тоже не поняла, как относится философское понятие свобода, о чем пишет Мамардашвили, с понятием "гражданскогй свободы" не философским понятием, а вполне  практическим.

Как всегда я сперва запостился, а потом уже прочитал отзывы форумчал.
И как всегда, снова попал впросак.
Оказывается, тут не только я умный.

Вы правильно замечаете о совершенно разных категориях свободы.
А вот товарищ филосов пытается соединить несовместимое. Это ясно даже из одного простого предложения проблема выбора никакого отношения к проблеме свободы не имеет.

Проблема выбора может действительно не иметь никакого отношения к проблеме свободы, а может быть непосредственно связано, что мы наблюдаем в обществе людей, а не в голове отдельной личности.

+2

72

пурист написал(а):

я же хотел сказать, что, во-первых, мераб не говорит:
1. о психологическом переживании свободы. поскольку некоторые уникумы себя свободными и в луже чувствуют. и они не знают, что и как они будут чувствовать завтра.
2. не говорит о собственно политической свободе, но политическую свободу подразумевает как естественную среду для свободных людей.
3. что философский язык есть именно язык, то есть, он предполагает не только некие предметные значения слов, которые заданы бытовым языком, но и свою, иную, чем у бытового языка, грамматику и синтаксис, которые позволяют оперировать со словами как с понятиями, а не просто обозначениями предметов.
во-вторых:
мераб, как всякий живой человек, множество раз выражался неудачно, а иногда его высказывания имели в виду определенный, специальный контекст:
например, говоря, что человек - не есть звено механической причинной цепи, он не оговаривает, какого человека он имеет в виду, поскольку он говорит в тот момент со студентами, и ему важно лишь пробиь идиотское советское понимание детерминизма, которое в головы этих студентов вдалбливала советская образовательная машина.
вообще, философские темы очень сложны, поскольку философия и философствование многими людьми рассматривается примерно как футбол, о котором всякий человек вправе иметь свое собственное мнение и группироваться - в зависимости от своего мнения по идеологическим "командам".
на форуме возникает опасность такого тотального дилетантизма применительно не только к философии. с другой же стороны - о чем же еще говорить, кроме как о мнениях - своих и чужих?

Согласна (судя по тому, немногому, что я читала)
Вопрос:
почему утверждение "человек не звено в причинной цепи" - не эквивалентно утверждению "у человека есть свобода выбора" (библейское "выбор между добром и злом" - частный случай) ?

0

73

InTheBalance написал(а):

хотя некоторые чуствуют себя сержантами или старшинами и стараются приказать как следует интерпретировать

Я не вижу приказов.

InTheBalance написал(а):

это чувство время от времени посещает каждого
и - пост с указом готов!

Указывает и ставит условия на этом форуме только один человек.
Совсем недавно мне такое условие поставили. :)
Даже модераторы (большинство) не указывают.
Даже когда нужно.

InTheBalance написал(а):

и персонально Вы, armir, взрываетесь почти сразу
как только встречаетесь с чем-то похожим на приказ или команду

Я не взрываюсь.
А адекватно отвечаю.

Вообще я командам подчиняюсь охотно.
Потому, что я ленив и мягок.
Исключение составляют дурные приказы, отданные в хамском тоне. :)

InTheBalance написал(а):

но наши (форумные), мнящие себя сержантами, старшинами и офицерами,
все-тки (имхо, конечно) - не собираются никого посылать убивать...

Зато посылают в другие места весьма охотно и без обдумывания.
Не всем хочется идти.

Отредактировано armir (15-03-2009 01:25:10)

+1

74

InTheBalance написал(а):

если б хоть от мнения, а то от симпатий возникающих как симпатии к стилистике постов
постов в широком смысле слова
ведь что такое текст в массмедиа как не пост, а чего еще знают люди, объединяющиеся вокруг, например, Илларионова?
или объединяющиеся против него?
тексты-с... тексты... тексты поступков, окрашенных стилистически...

Простите, а что бы Вы хотели?

Интересно, когда мысли будут передаваться на расстоянии без речи и письма, у них будет стилистика телепатии?
-------
Вообще людям свойственно искать для любой теории практическое приложение.
Даже если теорию они знают понаслышке.

Вы и сами так делаете.

Отредактировано armir (15-03-2009 02:20:25)

0


Вы здесь » НАШ ФОРУМ » В остальном мире » Свобода. Мамардашвили