Для многих несомненно, что кризис налицо и трудности нарастают. Кроме тех, кто уже непосредственно испытал на себе или на близких «урезания зарплат» (более 30%), «сокращения» (23%), «задержки выплат» (25%), «уход в вынужденный отпуск» (13%), есть во всех случаях примерно еще столько же ожидающих подобных событий в ближайшие недели и месяцы.
Не диво, что до 40% россиян жалуются, что живут в напряжении, раздражении, тоске. Среди этих людей и находятся те 20% из опрошенных нами россиян, которые сказали, что сейчас у них нет иной цели, кроме как «выжить, пусть на самом примитивном уровне существования». (В беднейших слоях так заявили больше половины, среди пенсионеров — около 40%.) Среди находящихся в состоянии раздражения есть и немало тех, кого «не задело», но их тяготит неопределенность: худшее уже произошло или все еще только впереди? Неуверенность в завтрашнем дне охватывает почти 60% россиян.
Можно решить, что общество сдалось кризису. Однако (по крайней мере, пока) 57% готовы сказать: «жить трудно, но можно терпеть», а еще 25% вообще заявляют, что «все не так плохо и можно жить». Эти формулировки, применявшиеся нами для измерения настроений в начале 1990-х гг., тогда свидетельствовали о способности адаптироваться (пассивно или активно) к кризисным обстоятельствам тех лет. Сегодня те, кого кризис не заставил пока дезадаптироваться, т. е. расстаться с привычным образом жизни, отвечают нам, что уровень жизни, на который они нацелены, — это «жить не хуже, чем большинство семей в нашем городе, районе».
Поговорим о такой позиции. Быть не хуже других — главный принцип, управляющий планами и поведением десятков миллионов людей в нашей стране: старых (52%), молодых (55%), высокообразованных (54%), неученых (53%). Это принцип в первую очередь социальный (в других словах — этический). Это принцип «я — как все», то, что у нас считается скромностью. Только в данном случае он с ключевой добавкой — «не хуже других». Так формулируют свою позицию ИТР, специалисты (58%), еще чаще — рабочие (60%). Между быть/жить «не хуже других» и «лучше других» экономическую границу провести порой просто невозможно. А вот этический, а значит, и психологический рубеж очень заметный. Поэтому интересны те 16% россиян, которые не только хотят жить лучше, чем большинство семей в их городе, но и решились прямо заявить об этом интервьюерам «Левада-центра». (Еще 8% вообще размечтались жить «так же или лучше, чем средняя семья в Западной Европе и США».) Не удивит, что таких людей чаще встретишь среди молодых, в особенности мужчин, в особенности образованных, в особенности в столицах. Не очень удивит и то, что жить лучше других желают те, кто и так живет лучше, мало в чем себе отказывает (27%). В первых рядах здесь те, кто состоит на начальственных должностях (31%). Их этика, видимо, такова: раз они руководят людьми, значит, они и жить должны лучше руководимых.
Наше «мы»: Кому жить, кому выживать.А.Левинсон
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться121-04-2009 01:12:05
Поделиться221-04-2009 01:26:08
Вот те, кто работал на таких заводах и будут выживать
Как цена Ижевского автозавода снизилась с $1 млрд до $1
добавить отзыв 4 в блогах 1 блоггерам только текст письмо
Недолгая история возрождения «ИжАвто», судя по всему, заканчивается. Машины он больше не выпускает, кредиторам не платит, а желающих приобрести его у нынешнего собственника, самарской группы СОК, может не найтись.
За последнее время у «ИжАвто» было два дефолта по облигациям, а общая сумма его долга составляет, по оценкам, 12 млрд руб. На возобновление производства шансов практически нет, сотрудников уже увольняют. Собственно говоря, единственным, на что оставалось надеяться, была покупка АвтоВАЗом. Переговоры об этом начались еще три года назад. СОК тогда оценила свое детище в $1 млрд, АвтоВАЗ — в $500 млн. Потом была цена $350 млн, затем — $300 млн. Сейчас обсуждается покупка «ИжАвто» «Ростехнологиями» (владеют 25% АвтоВАЗа) за $1 плюс обязательство расплатиться по долгам. Но 12 млрд руб. хватит на новый сборочный завод немногим меньше, чем Ford под Питером. До кризиса можно было возразить: строительство требует времени, а «ИжАвто», какой ни есть, — вот, уже готовый. Сейчас спешить АвтоВАЗу некуда, не тот спрос.
Как быть с долгами? Если верить «Коммерсанту», СОК уже избавилась от проблемного актива, продав «ИжАвто» его менеджменту за $200 млн. А менеджмент ничего группе не заплатил, пообещав рассчитаться машинами. Которые завод, считай, не выпускает. Даже если странная сделка подтвердится, у кредиторов могут найтись возражения.
Поделиться321-04-2009 04:19:29
Не выживем, так помрем
По Дарвину
Выживает сильнейший 