Поскольку экономика РФ зависит от мировой, то я решила выложить эту статью в данном разделе.
Хотя нынешние экономические данные можно расценить в том смысле, что происходит улучшение глобальных показателей – снизился риск наступления депрессии в ближайшем будущем; увеличилась вероятность того, что глобальная рецессия к концу года достигнет дна и затем начнется подъем; возвращается тяга инвесторов к рискованному поведению – в то же время ясно, что играют роль и другие, не столь приятные факторы.
Более того, сильный рост цен на многие активы является угрозой оздоровлению мировой экономики, которая еще не достигла самой нижней точки падения. Остаются в силе еще многие факторы, из-за которых экономика рискует пережить новый спад.
НОВЫЕ ПУЗЫРИ
Слишком вольная монетарная политика (учетная ставка 0%, увеличение денежной массы, новые источники кредитования, выпуск правительственных облигаций и продажи неликвидных и рискованных частных активов), вместе с огромными суммами, которые тратятся на стабилизацию финансовой системы, могут надуть ликвидностью новый пузырь активов на финансовых и сырьевых рынках.
К примеру, китайские государственные предприятия, получившие доступ к большим объемам дешевого кредита, выкупают акции и делают запасы сырья – куда более значительные, чем нужно им для производства.
Риск обвала при первом же поступлении неутешительных макроэкономических новостей очевиден. Последние данные по США и других странам с развитой экономикой, вероятно, означают, что рецессия может продлиться до конца этого года. Хуже того, восстановление, скорее всего, будет вялым и долгим – существенно ниже экономического потенциала в течение еще пары лет, если не больше – так как бремя долгов частного сектора в сочетании с растущим государственным долгом ограничивают возможности домохозяйств, финансовых компаний и корпораций давать в долг, брать в долг, тратить, потреблять и инвестировать.
НОВЫЕ КРИЗИСЫ
Этот более пессимистический сценарий не оставляет надежд на восстановление по типу V, так как медленный рост и дефляционное давление ограничивают чистую прибыль, а убытки банков очень быстро растут из-за токсичных активов. Уровень безработицы выше 10% в большинстве стран с развитой экономикой обязательно вызывает новые финансовые потрясения. А финансовые кризисы в развивающихся странах могут оказаться заразными, что только увеличит стресс на мировых финансовых рынках.
Рост цен на некоторые активы может привести к рецессии по W-типу, с двумя падениями. Самое важное (спасибо накачке ликвидности) – слишком рано начали расти цены на энергоносители. Нельзя недооценивать роль, которую сыграли высокие цены на нефть, в развитии рецессии прошлым летом. Нефть выше $140 за баррель оказалась последней каплей для глобальной экономики, после раздутых цен на недвижимость и финансовых потрясений, так как она означала масштабный кризис в снабжении США, Европы, Японии, Китая и других чистых импортеров нефти.
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ОПАСЕН
В то же время, растущий бюджетный дефицит в большинстве стран приводит к повышению доходности долгосрочных правительственных облигаций. Некоторые случаи роста курса долгосрочных облигаций являются необходимой коррекцией, так как инвесторы определяют цену, имея в виду перспективы оздоровления мировой экономики. Но некоторые случаи вызваны более тревожными причинами: воздействие большого бюджетного дефицита и государственного долга на риск, принимаемый правительствами, и, таким образом, на реальные процентные ставки. И опасения, что желание финансировать эти большие дефициты приведет к высокой инфляции после того, как восстановится глобальная экономика.
Перекачка средств частного сектора в высокодоходные правительственные облигации и вытекающее из этого повышение ипотечных и других ставок также могут оказаться угрозой для восстановления экономики.
Нельзя исключить, что в конце следующего года или в 2011 году неблагоприятное стечение обстоятельств – повышение цены на нефть больше $100 за баррель, повышение доходности правительственных облигаций и повышение налогов (неизбежное для финансирования долга) – может привести к повторному кризису, если не к новой полномасштабной рецессии.