НАШ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НАШ ФОРУМ » В остальном мире » Социология и манипуляция


Социология и манипуляция

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

с подачи Лишенки
"Взрослые люди". Беседа с Алексеем Левинсоном. Часть 2-я
Продолжая цикл видеобесед «Взрослые люди» с классиками – учеными, деятелями культуры, общественными деятелями, ставшими национальным достоянием, – мы поговорили с заведующим отделом социокультурных исследований «Левада-центра», известным социологом Алексеем Георгиевичем Левинсоном. Беседовала Любовь Борусяк.
http://www.polit.ru/analytics/2010/07/14/levinson.html

А.Л.:  99% групп, которые я провел, были с людьми русской языковой культуры. Я никогда не вел групп на другом языке. Я иногда говорю с людьми, для которых русский язык не родной, но на этом мой опыт исчерпан. Специалисты говорят, что в арабских странах очень тяжело вести группы. Вообще я думаю, что фокус-группа – цветок городской коммерциализованной жизни. Мы не отдаем себе в этом отчета, а полезно было бы отдать. Для людей прийти сюда так же просто, как в парикмахерскую. Им все понятно. Им сказали: приходите, будет разговор о проблемах молодежи, или о проблемах того, чем мы кормим наших маленьких детей, или какое масло для вашего автомобиля вы предпочитаете. Вы придете и получите за это подарок стоимостью во столько-то рублей. Адрес есть, время есть – и человек приходит.

И мало кто думает о том, сколько конвенций, необсуждаемых соглашений стоит за тем, что я могу, скажем, продавать свое время. Я пришел, посидел у вас два часа, и, будьте любезны, мне за это заплатите. А если я не пришел, я не могу требовать за это деньги. А если вы мне не заплатили, вы нарушили контракт. Но ты сталкиваешься и с людьми, которые этого не понимают. Вот, например, в деревнях, там просто опасно предлагать деньги: ты можешь все испортить.

- А за что? За то, что мы просто поговорили, ты мне будешь деньги платить? Это ты такой человек? Это что, ты меня купить хочешь? Это ты хочешь, чтобы я тебе все говорил?

Или:

- А как ты хочешь? Ты хочешь, чтобы я сказал, что мне все понравилось? – Эти автомобильные шины ваши – замечательные.

И это только потому, что человеку заплатили.

Так вот, эта конвенция, эта презумпция субъективности, что у людей мнения разные, это – достижение. Это большое достижение для нашей страны, в которой в рамках аграрной исторической культуры жило большинство прадедов тех, кто сейчас населяет нашу страну. Плюс к этому советский опыт, где идея о том, что у людей бывают разные мнения, казалась странной. Да? Ну, если не по поводу манной каши, а по поводу чего-то серьезного. И вот после этого сказать: «мы понимаем, у вас тут есть разные мнения», и увидеть, что люди легко идут на высказывание мнения, отличающегося от другого, и ничего особенного в этом нет… Я-то продолжаю этому удивляться. Я-то продолжаю удивляться, что у меня тут восемь человек и шесть мнений.

Правда, я понимаю, что мнений шесть. Придут следующие восемь человек, и этих мнений опять будет пять-шесть. А потом опять их будет пять-шесть, но их не будет сорок. Это другая сторона дела, что разнообразие позиций очень невелико. На этом, кстати, основана возможность массового опроса. Можно предусмотреть ответы на вопрос: «Будете ли Вы голосовать?» Вариантов поведения здесь немного. При том, что вроде бы существует бесконечное количество обстоятельств – у вас, у меня, у каждого. А в общем, люди сводятся в типы. Не мы их сводим, они сами сводятся в типы.

Это – профессиональное наблюдение, и оно очень отличается от такого обыденного мнения, что все люди одинаковы. «Все бабы одинаковые», «все мужики одинаковые», «вся молодежь сейчас такая» – ну, неважно кто. Любой гендер – возрастной, половой или еще какой – они все одинаковые. Все китайцы, все евреи, все русские, они все одинаковые. Это же очень распространенное мнение. Но я говорю о другом, о том, что внутри китайцев, киргизов, евреев, старых, молодых и так далее, имеются типы. Вот разнообразие этих типов невелико.

0

2

продолжение

Мое ремесло – это замечательный инструмент для изучения социальной реальности. Любой! Он тем и интересен. Это как микроскоп, через него можно рассматривать камни, насекомых, живые и неживые объекты и так далее. Оптическая система работает на все эти случаи.

Л.Б.: Она универсальна.

А.Л.: Как наш глаз. И это тоже прибор универсальный. Средства, созданные в рамках маркетинга, казалось бы, узкой области человеческой деятельности, с торговлей связанной, они на самом деле оказались универсальными. Маркетинг вошел в нашу жизнь, и я убежден, что он внес свою парадигму, как когда-то психология, физика и еще какие-то дисциплины подчинили себе по сути дела другие области знания. Сейчас любой политик скажет «мы себя позиционируем как…»

Л.Б.: Слова выучили.

А.Л.: Это все не так просто. А почему именно эти слова выучили, откуда взялось слово «позиционировать?» Так вот, маркетинговая парадигма и наше ремесло, которое, вообще говоря, часть маркетинговой индустрии, – это часть новой культуры. Новой культуры, построенной на коммуникации, идущей через вещи, вещные образы, вещные символы, вещную сторону жизни, которая стала такой большой. Вещей наделано очень много. Человек, как известно, живет во второй природе. И вот это – язык второй природы. Человек уже даже не так заинтересован в языке, в литературе, в текстах. Это коммуникация, которая может идти по-другому. И маркетинг обслуживает эту сторону человеческой жизни, чем и определяется на самом деле его огромное культурное значение. И это в очень малой степени связано с тем, какие макароны, кому и куда втюхать. Он коммуникацию в обществе поддерживает. И мы вот здесь, на этом рабочем месте, – маленькое-маленькое звено. Очень интересное, очень много могущее звено этой очень серьезной и неосознанной в своем значении для современной культуры системы.

+1


Вы здесь » НАШ ФОРУМ » В остальном мире » Социология и манипуляция