http://www.westeast.us/27/article/5803.html
А вот этого поворота сюжета, по-видимому, не ожидал никто. Не успел Медведев вернуться домой, как на первых полосах ведущих американских СМИ появились сюжеты, уже изрядно подзабытые за последние лет как минимум 10, с момента нашумевшего разоблачения Роберта Хансена, кремлевского шпиона, дослужившегося едва ли не до верхних этажей ЦРУ. 31 июня громогласно объявлено об аресте в США сразу 10 российских шпионов и 11-го члена этой шпионской тусовки - на Кипре, причем ФБР не менее чем 8 лет выслеживало данных лиц! Правда, в шпионаже их пока не обвиняют, лишь в «нелегальном» лоббировании (за что дают до 5 лет) и, по-видимому, в отмывании денег (за это - уже до 20 лет). Тем не менее, сразу воскресли в тех же СМИ картины времен разгара Холодной войны, и вместе с ними - более чем недоуменные вопросы: случайное ли совпадение во времени с горячими следами Медведева и разгаром «перезагрузки» - или некое «шифрованное» послание? Чем именно занимались подозреваемые в шпионаже? Мелкие ли это сошки или крупные рыбины?
По всем трем вопросам - многовариантные ответы. Приведу лишь самые, на мой взгляд, существенные.
Специалисты в области советской разведки и американские эксперты подчеркивают, что шпионские страсти лишь случайно совпали во времени с визитом российского президента, ведь деятельность ФБР - вне политики и не подчиняется ни исполнительной, ни законодательной власти.
«Этот арест не был продиктован политическими соображениями. Однако в ФБР боялись, что подозреваемые в шпионаже могут просто сбежать. Один из них и так успел скрыться (Кристофер Мецос, пойманный на Кипре и отпущенный под залог; судя по документам ФБР, он был главным лицом: доставлял деньги из Москвы другим членам шпионской ячейки.- Н.Б.). То, что они, предположительно, совершали, преследуется по закону, и для них предусмотрено уголовное наказание», - отмечает Дэвид Сэттер, автор получившего широкий резонанс исследования Darkness at Dawn: The Rise of the Russian Criminal State (см. его интервью: http://slon.ru/articles/420027/). Более того, подчеркивает Сэттер, «Обама вообще игнорирует эти аресты. По моему мнению, это немного неразумно. Но все-таки ФБР просто раскрыло этих людей и задержало. В Москве, может быть, считают по-другому. И мы сейчас видим настоящее отношение России к Америке на данном этапе (…) В этой ситуации мы вновь видим, что российская сторона принимает позу обиженного. Россия говорит, что простит США международный скандал со «шпионами». Это выглядит парадоксально, ведь изначально агрессию проявила именно Россия».
Того же мнения — Олег Гордиевский, бывший резидент КГБ в Англии, ставший диссидентом еще в советские времена: «ФБР годами их расшифровывало - они же были спрятаны внутри американского населения, и найти их было трудно, как иголку в сене. И они нашли их (...) Россия по консервативной оценке располагает в Америке 400 шпионами. Американских в Москве - 20-25. Английских - 2», см.: http://www.svobodanews.ru/content/article/2086064.htmlИ всё же момент ареста и громогласность объявления о нём побудили многих политаналитиков искать во всей акции скрытый подтекст. Здесь мнения расходятся.
Илья Мильштейн, в частности, предполагает, что Обама сам известил своего визави о грядущем скандале, потому что перезагрузка перезагрузкой, но «мы тут на Западе немножко устали от ваших агентов, от них прямо в глазах рябит. И в Америке устали, и в Германии, и в Чехии, и в Польше».
http://grani.ru/opinion/milshtein/m.179385.html
Тем более что почти синхронно с американскими арестами германский МИД также заявил о некоторой, скажем так, избыточности российских разведчиков в Германии.
Некоторые комментаторы, в частности, бывший директор ФСБ Николай Ковалев (не путать со знаменитым правозащитником Сергеем Ковалевым) и американский эксперт Джефф Найквист, подходя с кардинально различных позиций, считают, что «сигнал» подали политические противники Обамы, и адресован он самому президенту США, чтобы не «зарывался» слишком далеко в дружбе с (бывшим) геополитическим противником. Найквист при этом подчеркивает, что у Обамы слишком наивный взгляд на Россию, явно недооценивающий подрывную деятельность КГБ-ФСБ.
Еще одно из весьма распространенных толкований: посыл Обамы Медведеву - «сбрось Путина с корабля твоей модернизации». Мол, хотим иметь дело с Россией модернизирующейся, представленной президентом Медведевым, а Россия КГБ-шная должна кануть в Лету. Вот один из читательских комментариев к интервью Гордиевского: «Это действительно подарок американцев «либеральному» крылу тандема. Подарок без кавычек. Силовая олигархия РФ исчерпала свою миссию и должна быть отодвинута. Этот эпизод - хороший повод для «оргвыводов» сверху и для сотворения образа вороватых, но смешных (а значит, нестрашных) шпионов - для массового употребления». .http://eksray.livejournal.com/479042.htmlВлиятельная газета The Washington Post подмечает в этом скандале посыл российскому президенту о различии американского и российского обществ: американское общество имеет тенденцию ко всё большей открытости (подчас чрезмерной, подчеркивает газета), а российское, наоборот, ко всё большему свертыванию свобод и сохранению КГБ-ментальности. «В отличие от отношения к американским организациям в России, российское правительство в США принимается с распростертыми объятиями: пожалуйста, нанимайте наши пиаровские компании, выкладывайте российские программы на нашем кабельном ТВ и распространяйте всё, что считаете нужным; российские дипломаты, добро пожаловать на семинары вашингтонских мозговых центров, и вообще, американская политика вся перед вами как на ладони». Тем не менее, Кремль считает, что добыть информацию об американской политике можно лишь «внедрившись» в ее круги. http://www.washingtonpost.com/wpdyn/con … 04621.html
Не менее широк разброс мнений по вопросу о том, насколько важными фигурами являются арестованные. Ведь сюжет похож на сюжеты из Холодной войны лишь на первый взгляд, а приглядевшись пристальнее, замечаешь, что он всё же из эпохи современной РФ. Прежде всего, ни один из арестованных не работал в разведслужбах США, не стремился проникнуть туда, где и впрямь можно было украсть какие-либо военные тайны. Вместо этого, арестованные жили как обычные американцы из не очень бедных слоев (секс-бомба Анна Чепман, в частности, пыталась, согласно документам не только ФБР, но и МИ-5, влезть к принцам Чарльзу и Гарри; также, документы указывают, что она, по-видимому, проникала в Госдеп и в окружение бизнесменов и банкиров) и стремились внедриться в политическую и учебно-образовательную элиту США с тем, чтобы выведать истинное отношение администрации Обамы к России и планы внешней политики в этом направлении. Другие арестованные, Вики Пелайес и Хуан Лазаро, высказывались в журнале на испанском языке нелицеприятно о политике США и, согласно документам ФБР, ездили за «зарплатой» в «одну из латиноамериканских стран».
В целом, складывается довольно реалистичная картина. Все арестованные (некоторые проживали в США с начала 90-х, а другие приехали лишь 2 года назад) имели, скорее всего, спецзадание - внедряться в самые разные круги американского общества, стараясь попасть туда, где «делается» американская, и не только, внешняя политика, как агенты влияния с целью навязывания «положительного имиджа» России, завязывания «деловых» и «дружеских» связей и нейтрализации критических мнений о путинском-медведевском режиме.
Обозреватель Дмитрий Шушарин считает, что была еще одна цель: нынешняя «элита» страны, ограбив страну как липку, ищет пути ухода от возможной ответственности и видит эти пути во внедрении «в мировую элиту» и размещении львиной доли бюджетных средств в иностранных банках. Задачей арестованных был поиск таких путей.
«С самых первых сообщений (об аресте - Н.Б.) стало ясно, что мы наблюдаем нечто новое: криптолоббистскую сеть российской власти под прикрытием шпионской сети СВР. А службой этой командует ныне Михаил Фрадков, которому дела экономические куда ближе, нежели шпионаж политический, промышленный и военный». Согласно исследованию, проведенному Высшей школой экономики, - пишет далее Шушарин, - «450 миллиардов рублей из 1,2 триллиона, выделенных на борьбу с кризисом, правительство потратило зря. В основном передав в уставные капиталы нескольких банков. Ну, еще на поддержку РЖД и закупку автотехники. Да, это те самые банки, которые, как и РЖД, под правильными людьми. Среди них и четвертый по капитализации в России Россельхозбанк. Месяц назад председателем его правления стал Дмитрий Патрушев - сын Николая Патрушева. Дети больших начальников более всего предпочитают банки - самые крупные, связанные с госбюджетом, а значит, с огромными, не слишком прозрачными и не шибко контролируемыми финпотоками. Среди банков, названных в исследовании ВШЭ, есть, само собой, и Внешэкономбанк, членом правления которого является Петр Фрадков - сын руководителя СВР. Банковским делом увлечены и сыновья Сергея Иванова, Сергея Кириенко, Валентины Матвиенко (…) Связь между случившимся в Америке и распределением антикризисных денег в России, на мой взгляд, существует. Ведь для российской элиты задача интеграции в элиту мировую - это прежде всего легализация за рубежом того, что нажито непосильным трудом по освоению российского бюджета».
http://grani.ru/opinion/shusharin/m.179429.htmlНо при всей серьезности подхода американской и не прокремлевской российской прессы к аресту российских агентов влияния (беру сейчас лишь серьезную часть, оставляя «за бортом» изрядную долю публикаций, лейтмотив которых - шутки-прибаутки на тему «джеймсов бондов»), на мой взгляд, недооценивается одна из главных опасностей: возможно, арестованные - вовсе не мелкие сошки, но явно и не самые крупные рыбины. Самые крупные - те, которые влияют на политику США по отношению к Ирану, ХАМАС’у, а также - Латинской Америке; те, которые внушают Обаме и наиболее доверчивым членам его команды, что Россия впрямь заинтересована в «партнерстве» со США по Афганистану и борьбе с терроризмом; те, кто убеждает американских коллег, будто ПРО в Европе - напрасно выброшенные деньги налогоплательщиков; те, кто внушает, что постсоветское пространство должно быть отдано полностью в «ведение» Кремля. А также - те, кто втихаря скупает в США самые лакомые участки земли, самое «крутое» недвижимое и движимое имущество, футбольные команды и предприятия; и те, кто под видом сохранения и распространения русской культуры пытается навязывать американцам «положительный имидж» кремлевских правителей. Этих агентов влияния, похоже, достаточно, чтобы реально влиять на политику США, убеждая, что «новая» Россия уже перестала быть врагом западного общества. Впрочем, судя по разгоревшемуся «шпионскому скандалу», можно предположить, что американские политики не столь уж наивны, какими кажутся. Возможно, новая эпоха заставила их сформировать новый подход к России, которая, будь политика в ее отношении иной, могла бы развязать мировую войну или наоборот, повторить слишком печальный опыт 1917-го.