Власти должны задуматься о приоритетах расходования средств
Лет двадцать назад, в годы перестройки, был вычитан в газете заголовок: «В России запустили не только сельское хозяйство, но и спутники». Если вдуматься, за этой ироничной фразой – целая философия, определяющая жизнь на одной шестой части земной суши. Вечная бытовая неустроенность и бесхозяйственность в родных пределах, которую компенсирует стремление к высокому, чтобы обязательно, но хоть в чем-то быть впереди планеты всей.
Кто не помнит, перестройка – это время лозунгов, надежды, очередей, пустых полок в магазинах, талонов на сахар, крупу, водку – на все. И продолжающихся полетов в космос. Страна, отправившая на орбиту первый в мире спутник и первого космонавта, не могла толком накормить народ хлебом, но не считала возможным отступить от космических приоритетов. Власть подтверждала это, а народ, разрешения у которого ни цари, ни генсеки не спрашивали, обреченно затягивал пояса.
Времена изменились, но нравы остались прежними. Правда, с хлебом нынче полегче – несмотря на засуху, зерна даже на экспорт должно хватить. Зато в остальном без изменений. Глава Минфина Алексей Кудрин вышел на тропу войны за тотальное сокращение госрасходов в проекте бюджета на 2011 год. В четыре раза предлагается урезать заявку Минтранса на финансирование содержания и ремонта дорог – со 193,5 млрд. руб. до 56,8 млрд. руб. Министр транспорта Игорь Левитин готов отказаться от проектов строительства новых дорог, но просит добавить денег на существующие. Минимальная потребность составляет 100 млрд. руб.Эксперты считают, что российские дороги находятся в состоянии, близком к катастрофе. На днях руководитель ГИБДД Виктор Кирьянов сообщил, что за первую половину этого года на наших дорогах из-за их плохого состояния произошло 18 тыс. 746 аварий, в которых погибло 2360 и ранено более 24 тыс. человек.
При этом Левитин, которому с остатков твердого дорожного покрытия отступать уже некуда, торгуется с Кудриным из-за 100 млрд. руб. Между тем потребности отрасли только на поддержание дорог в рабочем состоянии оцениваются в 1,2–1,5 трлн. руб. в год. Привести автодороги в приемлемое состояние должна была специальная Федеральная целевая программа, рассчитанная на период 2010–2015 годов. Только на ремонт дорог государство собиралось потратить 3,2 трлн. руб. Но кризис, дефицит бюджета и прочие неурядицы фактически обрекли Россию на бездорожье – строить новые не собираются, содержать старые – тоже денег не хватит.
Как тут не вспомнить заголовок из перестроечного прошлого. И снова с гордостью подтвердить, что Россия запустила не только транспортную инфраструктуру, но и упорно стремится в космос. На этот национальный приоритет денег не жалко. Принято принципиальное решение выделить за три года почти 25 млрд. руб. на космодром «Восточный» в Амурской области. Он нужен, убеждает власть. Он – первый гражданский космодром на территории России. Строительство начнется в этом году, в 2016-м космодром сдадут «под ключ», а два года спустя с него должны взлетать ракеты с экипажами на борту. При этом с затратами власти вряд ли будут считаться. В 2007 году стоимость строительства «Восточного» оценивалась предварительно в 180 млрд. руб., однако это вряд ли окончательная цифра.
Почему нельзя было подождать с новым космодромом до лучших финансовых времен – неясно. Видимо, есть куда спешить и пытаться кого-то обгонять. Главной задачей «Восточного» определено обслуживание будущих межпланетных полетов. Премьер Путин наметил перспективы первого полета на Марс. Зачем он нам нужен, пока не совсем ясно, но хотелось бы верить, что правительство в курсе и знает, на что тратит народные деньги. В связи с этим интересно было бы заглянуть в не столь отдаленное будущее начала колонизации Красной планеты, чтобы узнать ответ на вопрос – хватит ли в нашем бюджете денег на строительство и содержание марсианских дорог, коль скоро мы жертвуем ради них земными?
http://www.ng.ru/editorial/2010-07-22/2_red.html
Действительно, почему российскую власть, как и советскую, так тянет на мегапроекты? Осталось вспомнить еще задумки по повороту сибирских рек. 
