http://www.westeast.us/29/article/5839.html
Имя автора статьи- в заголовке темы
Шпионская «сага» завершилась по классическим канонам жанра, восходящего корнями, как минимум, к Холодной войне (впрочем, некоторые обозреватели набавляют ему годы до 2.000 - 5.000 лет): обменом. Правда, 10 к 4. И необычно скоро.
И еще - совпадение во времени: 13 июня внезапно остановилось сердце у 53-летнего перебежчика Сергея Третьякова.
Так что же всё-таки это было? Если послушать некоторые комментарии - не более чем игра «взрослых детей», вознамерившихся перезагружаться такой вот забавой в «шпиёнов».
Обмененные: кто есть who
Из сообщений ведущих СМИ известны лишь имена «десятки» и «четверки». Кто за именами, можно узнать, лишь набрав имена в поисковике.
Итак...
Майкл Затолли - на самом деле Михаил Куцик, его жена Патрисия Миллз – Наталья Переверзева. До 2009 они жили в Сиэттле и работали на телекоммуникационной фирме Premier Global Services, Inc. У них дома обнаружили сто тысяч наличными, фальшивые паспорта и другие удостоверения личности.
Арестованный в Арлингтоне (шт. Вирджиния) Михаил Семенко (его подлинное имя) работал в туристском агентстве Travel All Russia, владелец которого - его соученик по Амурскому университету Слава Широков. Семенко часто посещал российское посольство, добиваясь работы в сфере международных отношений.
У него обнаружили спецоборудование для тайных контактов.
Еще один арестованный в городе Йонкерс, штат Нью-Йорк – Хуан Ласаро - на суде признался, что он - Иван Лазарев и детство провел в Сибири; что дом, который он арендовал, оплачивала русская разведка. Жена Ласаро, 55-летняя Вики Пелайес (ее подлинное имя), родилась в Перу и перебралась в США в 1984, после того, как была на короткое время в плену у перуанской антиправительственной военизированной группировки (возможно, этот плен был инсценирован, чтобы послужить предлогом для ее переброски в США?). Приняла гражданство США и работала в Нью-Йорке колумнистом одного из ведущих американских журналов на испанском языке, El Diario La Prensa, где изображала США врагом Латинской Америки и проводила «линию», совпадающую с кремлевским вИдением Латинской Америки. Их сын-подросток, Хуан Лазаро, - талантливый пианист. У Пелайес есть еще 38-летний сын от первого брака.
Донат Хитфильд, арестованный вместе с женой в Гарвардском университете Бостона, позаимствовал свой псевдоним от имени малыша, умершего в Монреале в 1963 году. Донат окончил знаменитую Лондонскую школу экономики, стал магистром по экономике во Франции, подтвердил эту степень в Торонто, учился в школе государственного управления имени Джона Кеннеди в Гарварде и стал одним из директоров консалтинговой компании Future Maps, дававшей политэкономические прогнозы.
Больше всего муссируются в прессе похождения Анны Чапмэн - «роковой женщины», эдакой современной Мата Хари. Но сообщения МИ-5, что она подбиралась к окружению британских принцев, достаточно, чтобы судить, каким она была мощным агентом влияния и сколько контактов могла бы «подарить» родным органам, если бы не прокололась на слишком открытых контактах со своим шефом из российского посольства. Алекс, бывший муж Анны Чэпмен, заявил при беседе в службе контрразведки МИ-5, что они скоропалительно поженились в Лондоне с Анной Кущенко и поехали в Москву к ее родителям. Ее отец Василий Кущенко – высокопоставленный чин российских спецслужб. Он разъезжает на своей машине, а впереди и сзади следуют джипы с охраной. Отец оплатил им медовый месяц в Египте, а затем они поехали в Зимбабве, где, судя по всему, в то время Василий Кущенко работал резидентом разведки. Алекс говорит: «Отец полностью контролировал ее жизнь». Четыре года молодожены жили в Англии, потом она начала слишком часто встречаться со своими русскими друзьями, что привело к разрыву семейных отношений. Анна настойчиво требовала переезда в Нью-Йорк. Алекс не согласился, и она уехала сама, основав там риэлторскую фирму, в которой работало 50 сотрудников, регулярно получавших немалую зарплату. Платила им Анна. Gardian пишет, что эта якобы «британская фирма» Southеrn Union отмывала чекистские деньги и занималась финансированием российских шпионов в Великобритании.
А чего стОят ее заявления о том, что она собирается баллотироваться в депутаты своего города? Видимо, ей есть что укрыть за депутатской неприкосновенностью. И ведь не зря Британия рассматривает вопрос о лишении ее британского гражданства!
(См.:http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=2458).
Синтия Мёрфи - Лидия Гурьева, жила с мужем Ричардом Мёрфи и дочерьми Катей (11 лет) и Лизой (9 лет) в Монтклэр, пригороде Манхэттена, и работала в фирме по налоговому консультированию Morea Financial Services, с годовым окладом в 135.000 долл. В США эта семья - с начала 90-х. По словам прокурора, одним из разведзаданий Мёрфи была разработка студентов Колумбийского университета на предмет их возможной вербовки.
А на кого обменяли «великолепную десятку»?
Об Игоре Сутягине известно более всех из российской «четверки». Он был сотрудником Института США и Канады, где специализировался по вооружениям. В эпоху относительной свободы в России, в том числе свободы контактов с зарубежьем, он делился с сотрудниками британской фирмы информацией, почерпнутой из открытой печати. Однако был посажен в 2000 году по обвинению в шпионаже. И почти сразу же правозащитники объявили его узником совести. Следствие тянулось 4 года, и в 2004 суд присяжных (очень «независимый») признал его виновным и приговорил к 15 годам.
За вторым из освобожденных — Геннадием Василенко - целая человеческая драма. В 70-х - 80-х он был сотрудником российского посольства в США и одновременно — сотрудником КГБ по вербовке. Так, он завербовал Роберта Пелтона, и тот выдал Советам тайную подводную систему слежения, установленную американцами на сибирском океанском побережье.
В это же время в ЦРУ работал Джек Платт, тоже отвечавший за вербовку. Два вербовщика встретились лицом к лицу в Вашингтоне, пытаясь завербовать друг друга, - и в результате подружились, так и не добившись своей первоначальной цели! Это - при том, что Василенко считал, что «США были для нас врагом №1. Те американцы, которые становятся двойными шпионами и работают на Советы, в большинстве своем движимы лишь жаждой денег или разочарованием в своих начальниках, своей жизни». А по мнению Платта, «65% советских шпионов мотивированы жаждой реванша, им кажется, что наша система причинила им нечто ужасное».
Об этой поразительной дружбе подробно рассказала Los Angeles Times еще в 1997.
«Платт из ЦРУ и Василенко из КГБ вроде бы должны были склонять друг друга к предательству. Но вместо этого они прошли по минным полям холодной войны навстречу друг другу и пронесли свою дружбу через систему кривых зеркал своих ведомств», - рассказывает газета. Так, Василенко не выдал Платту Пелтона (его выдал перебежчик Виталий Юрченко в 1985). Даже когда Василенко перебросили из США в крошечную латиноамериканскую страну Гайану (не путать с африканской Ганой), дружба не прервалась.
Их идиллии положил конец Олдридж Эймс, высокопоставленный сотрудник ЦРУ, бывший советским шпионом, - он выдал Василенко КГБ. В 1988 Василенко вызвали в Гавану - и там арестовали. Правда, поскольку дело происходило в разгар «перестройки», Василенко отделался полугодовой отсидкой в Лефортово (со всеми «прелестями» тамошнего быта и российской тактики «усиленных допросов»; ему даже угрожали расстрелом), а затем был освобожден, правда, с запретом выезжать за границу.
В августе 1991, как только завершился провалом путч, у Василенко в квартире раздался международный телефонный звонок: старый друг тревожился за его судьбу. «Здравствуйте, Крис (Василенко назвал друга по его псевдониму). Я ждал Вашего звонка». Теперь они оба почувствовали свободу. Платт и Василенко основали консалтинговую фирму, а вскоре с Василенко сняли запрет выезжать за границу...
«Их семьи, в том числе дети, были близкими друзьями. Платт и Василенко продемонстрировали друг другу силу простой человеческой преданности и умения прощать. «Он никогда не спрашивал меня, предал ли я его, - рассказал Платт. - Он сказал лишь: 'Я знаю, что это был не ты'».
На этом повествование Los Angeles Times заканчивается. http://articles.latimes.com/1997/dec/30/news/mn-3494
Продолжение жизненного пути Василенко обнаруживаем на других сайтах. Их с Платтом фирма не просуществовала долго. Василенко стал заместителем начальника отдела безопасности НТВ, когда оно еще было во владении Гусинского. После гонений на НТВ, в 2006 г. Василенко был вновь арестован - ему подкинули оружие и обвинили в незаконном его хранении и даже в «попытке изготовления самодельного взрывного устройства». Освобожден он лишь сейчас, в процесе обмена.
http://www.quote.com/news/story.action?id=BBC192n1838.
Таким образом, Василенко, как и Сутягин, - тоже скорее политзаключенный, чем шпион.
О третьем из обмененных, Александре Запорожском, пишет Константин Преображенский, отставной подполковник КГБ (долгое время работал в советской резидентуре в Японии, затем в США), ставший перебежчиком и получивший политубежище в США: «Метод выманивания применяется российской разведкой по сей день. Последней его жертвой стал в 2003 г. отставной полковник СВР Александр Запорожский, незадолго до этого обосновавшийся в США. Старые друзья пригласили его в Москву на чекистский праздник, но прямо в Шереметьево арестовали и посадили на 18 лет. Его обвинили в том, что он выдал агента КГБ Роберта Ханссена, заместителя директора советской секции отдела разведки ФБР. Не думаю, что это было правдой, ибо тогда Запорожский не рискнул бы появиться в Москве. Скорее всего, его арестовали для «галочки», чтобы закрыть дело и отчитаться перед начальством». (КГБ в русской эмиграции. Изд. Либерти, Нью-Йорк, 2006). Примерно в таком же духе характеризуется Запорожский и на других сайтах.
О Сергее Скрипале не удалось найти почти никакой дополнительной информации, кроме кратких заметок о том, что он «признан виновным в выдаче британской разведке нескольких десятков имен российских агентов в Европе». http://cicentre.net/wordpress/index.php … with-us-2/
Возможно, он является единственным с российской стороны, кого можно считать примерно равноценным обмену на 10 персон с американской стороны. Впрочем, слишком много прецедентов указывают на то, что доверяться российскому правосудию, право, не стоит, поэтому мы не знаем, действительно ли Скрипаль выдал (бывшим) врагам российских агентов или его лишь обвинили в этом.
Случайные совпадения?
Сюжет этой истории изобилует совпадениями во времени. Во-первых, аресты «десятки» - по горячим следам российского президента. Во-вторых, 9 июля - в день, когда, собственно, и происходил акт обмена - было объявлено о скоропостижной смерти Сергея Третьякова, резидента КГБ, ставшего перебежчиком и жившего в США.
Сначала - о первом из названных совпадений. «Десятка» попала в поле зрения ФБР, как минимум в 2004 г., с тех пор за «нелегалами» следило недреманное око, выжидая наиболее удобного момента для ареста. Вопрос об аресте впервые обсуждался в Белом доме в феврале 2010, с тех пор он был на повестке дня едва ли не всех брифингов администрации Обамы по безопасности. И арест пришелся как раз на момент, когда «нелегалы» начали совещаться между собой и со своими кураторами о возможном выезде из страны. Стремясь не допустить их выезда, ФБР’овцы ускорили процедуру их поимки, спровоцировав передачу денег.
Вместе с тем, на мой взгляд, совпадение с визитом Дмитрия Медведева могло быть и не случайным. Это было «послание» Обамы другу Медведеву: мы раскусили ваши «дружеские» уловки.
Многие эксперты по российским спецслужбам и их деятельности в США отмечают: эти «нелегалы», при их нарочито легком поведении, притворном легкомыслии, обманчивой открытости были чрезвычайно опасны для США. Задача таких нелегалов (их назначают на длительный срок) - наведение контактов в разных слоях американского общества, разведка лиц, которых можно завербовать, пропаганда ФСБ’шной дезинформации.
Вместе с тем, некоторые эксперты подчеркивают, что своим вызывающим поведением и кажущимся «дилетантизмом» эта десятка, возможно, отвлекла внимание ФБР от других шпионов, куда более опасных, работающих под глубоким прикрытием. В таком случае, эти аресты - лишь фасад, за которым маячит еще не изведанная в подлинных масштабах шпионско-подрывная деятельность российских спецслужб.
Вот, к примеру, мнение Michelle Van Cleave, бывшего главы Национальной службы контрразведки:
«Они могут быть дилетантами или наоборот, высокопрофессиональными, но не в этом суть данной истории. Суть - в том, что Кремль не только по-прежнему считает необходимым заниматься подобной деятельностью, но способен оплачивать, готовить, направлять таких деятелей с долгосрочным заданием, которое преследует те же самые цели, что и при Ленине, Сталине, Хрущеве и даже при Горбачеве (…) Чего не хватает в нашем разведывательном сообществе, так это глубинного понимания сущности Холодной войны. Молодым американцам, даже тем из них, кто работает в правительственных или разведывательных учреждениях, трудно осознать, что существуют люди, ненавидящие нас настолько, что способны всю жизнь работать над тем, как нас уничтожить. Но моя главная точка зрения заключается в том, что Холодная война не прекратилась, а КГБ перегруппировался и сейчас властвует в Кремле и активизировался по всему миру с целью уничтожения Западной цивилизации. Отсюда - не прекращающиеся по сей день прочные, наработанные десятилетиями оперативные контакты между КГБ и его российскими преемниками, с одной стороны, и исламистами, с другой (…) Персоналии с установившимися легендами американских граждан и полноценных членов американского общества (кем и были десять арестованных) могут в долгосрочной перспективе быть прекрасными кандидатами для внедрения в иностранные правительства (…) Я усматриваю в этом случае, по меньшей мере, десяток сценариев, где их американская легенда может стать базой для шпионских операций». К тому же, говорит Van Cleave, они могут быть агентами влияния в духе КГБ’шных агентов 70-х годов, когда Советский Союз обеспечивал финансовую поддержку антиправительственным движениям.
http://cicentre.net/wordpress/index.php … gals-case/
А вот что по этому поводу пишет Александр Гольдфарб, советский диссидент, публицист и журналист (его последняя по времени книга - «Саша.Володя.Борис» - воспоминания об Александре Литвиненко, написана совместно с его вдовой Мариной):
«Советник Обамы по России Майк Макфол по долгу службы полностью находится в картинке операций российских линий ЦРУ и ФБР. Такое масштабное мероприятие, как арест 11 человек, не могло состояться без его ведома. Открою тайну - ту самую, которую шпионам предстояло выяснить: в чем суть политики Обамы по отношению к России? Политика эта двухуровневая: дружба напоказ до определенного предела и жесткое сдерживание за чертой дозволенного. Произошедшие аресты весьма показательны в этом смысле - они безусловно приурочены к встрече Обамы и Медведева и ставят целью обозначить черту, которую России, при всей сердечности высоких встреч, не рекомендуется переходить, а именно: проводить мероприятия, напрямую направленные против безопасности Соединенных Штатов. Обама не так прост, как кажется. Он прекрасно понимает, что в долгосрочном плане Россия представляет угрозу для США, ибо идеология российского режима - антиамериканская и антизападная. Однако он ничего не имеет против того, чтобы в России правил Путин, до тех пор, пока тот помогает с Афганистаном и слишком слаб, чтобы всерьез вредить Америке. К тому же в долгосрочном плане Путин не усиливает, а ослабляет стратегического противника, так как его внутренняя политика ведет страну в застой и тупик. Но шпионить - это ни-ни, будет пресекаться с большим скандалом».
http://grani.ru/blogs/free/entries/179372.html
Теперь - о втором совпадении. В попытку обратить всё дело в фарс на тему «реминисценций» Холодной войны ворвалась трагедия. 9 июля объявлено, что бывший помощник главы российской миссии при ООН, С. Третьяков, внезапно скончался в 53 года в своем доме во Флориде.
Третьякова считают одним из самых важных перебежчиков постсоветского периода. Так, он раскрыл американцам, как программа для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие» была «распилена» российской верхушкой вкупе с ООН’овской; разоблачил Эймса и Ханссена; выдал десятки других «тайн».
Но его вдова Хелен (Елена?) упорно подчеркивает, что «десятку» он не выдавал, а смерть наступила в результате острого сердечного приступа (он страдал пороком сердца с детства). Более того: он умер еще 13 июня, но Хелен объявила о смерти лишь 9 июля. Задержку она объясняет тем, что хотела дождаться хотя бы предварительных результатов экспертизы причины смерти.
Наиболее подробное описание событий, связанных со внезапной кончиной Третьякова, дал журналист Pеtеr Earley (который оформил тайны, раскрытые Третьяковым, в книгу Comrade J.).
«Я узнал о его смерти от Хелен вскоре после того, как это случилось; она просила меня хранить молчание об этом. Хелен опасалась, что бывшие коллеги Сергея из СВР каким-то образом используют его смерть для пропаганды и дискредитации его. В то время ни я, ни Хелен не знали об арестах десяти «нелегалов» (…)
Я стал связываться с моими источниками в ФБР и ЦРУ, чтобы узнать подробнее о «нелегалах». К моему удивлению, мне повторяли снова и снова, что Сергей не имел ничего общего с этим делом и даже не знал их имен (…)
Затем мне сказали, что ФБР наблюдало за посмертной экспертизой Сергея, чтобы удостовериться, что он умер своей смертью. Однако журналист, проследивший за судмедэкспертом, непосредственно делавшим экспертизу, сказал, что окончательные результаты будут известны не раньше конца июля. А ФБР вдруг предприняло необычный шаг: издало заявление, утверждающее, что оно не наблюдало за ходом экспертизы (в противоположность тому, что было сказано мне). Я ощутил, будто меня предали. Мне показалось, что ФБР дистанцируется от смерти Сергея, и я не понимал, почему (…) Спустя несколько часов, однако, The New York Times сообщила, что эксперт заявил - экспертиза завершена, а ФБР наблюдало за ее ходом».
http://www.peteearley.com/blog/2010/07/ … a-chuckle/
Из этого путаного сообщения ясно только одно: в этом деле далеко до окончательной точки. Действительно ли смерть Третьякова «подоспела» так «вовремя» - или «момент» определили искусственно? В конце концов, спецслужбы умеют вызывать сердечные приступы так, что не подкопаешься. Но тогда возникнет неминуемый вопрос: почему ФБР не обеспечило столь ценному агенту надлежащую охрану? Возможно, в этом и кроется причина путаности заявлений?