http://www.westeast.us/30/article/5866.html
Николоз и Аида Гватуа не видели своего родного Тбилиси с 1991 года, когда они выехали вместе с группой деятелей культуры для участия в программе «Дни Грузинской культуры в Калифорнии».
Ввиду разрухи и войны, царившей тогда в Грузии, группа почти всем составом осталaсь в США.
Сейчас Николоз, по образованию музыкант, работает начальником отдела технического контроля (Quality Assurance) в крупной корпорации, но продолжает занятие музыкой. В США Николоз с вместе с гитаристом Игорем Абуладзе создали группу «Zarb’zan» и выпустили два коммерческих альбома.
Дочери Николоза и Аиды, Эка и Мака Гватуа, приехавшие в США еще детьми, сейчас учатся в университете Сан-Хосе: Эка - на юриста по международному праву, Мака изучает искусствоведение.
После войны 2008 семья Гватуа основала благотворительную организацию «Одуванчик» (Dandelion Relief Group) - в помощь беженцам, оставшимся без крова и имущества в результате этой краткой, но очень разрушительной войны.
И вот в июне-июле нынешнего года семья Гватуа почти в полном составе совершила поездку на родину, став свидетелями «грузинского чуда». Предлагаю интервью с ними.
Секрет «грузинского чуда»
Николоз: Когда мы уезжали из Грузии в 1991, я не предполагал, что разлука с ней так затянется. Наконец, мы нашли физические и материальные возможности и поехали: я, Аида, Мака с мужем и дочкой, наш сын Александр, родившийся уже в США, наша бабушка - мама Аиды. Так что самому старшему члену нашей «команды» 85 лет, а самому младшему - 5, все возрасты были представлены.
И как бабушка перенесла поездку?
Замечательно! Она как раз и была инициатором: очень хотела повидаться со своей сестрой, которой 96 лет.
Какие у вас впечатления от увиденных перемен?
Конечно, почти 20 лет - огромный срок, хотя мы всё время, живя здесь, следим за за тем, что происходит в Грузии, особенно - в последние два года. Эта война прозвучала в некотором смысле набатом для нас: мы ощутили, что можем лишиться родины. Кроме того, так как мы основали организацию «Dandelion Relief Group», то возникла потребность установить более тесные деловые связи с Грузией.
Мы покидали Грузию в хаосе и войне, а сейчас увидели страну, которая высокими темпами движется к выходу из состояния постсоветской разрухи в состояние вполне современной европейской страны. Мы были не только в Тбилиси, но и в Батуми, и в Кахетии. Сейчас много говорят о «батумском чуде». Батуми - столица автономной республики Аджария. Эта республика более интегрирована в грузинское общество, и удалось удержать ее от сепаратистского хаоса и мирным путем сменить власть, покончив с «царствованием» клана Аслана Абашидзе. В последние 5 лет правительство Грузии привлекло в Аджарию мощные инвестиции.
По всей Грузии большой упор делается на создание инфраструктуры. Прокладываются новые дороги - мирового уровня, разумно спланированные. В частности, разгружен центр Тбилиси и Батуми. В самый дальний конец Грузии можно доехать за полтора-два часа. Правда, высокий уровень безработицы, по последним данным, до 16%, прежде всего - из-за низкого уровня производства. Развиваются преимущественно строительная, туристская и обслуживающая отрасли - в них можно скорее накопить капитал, который уже начнут вкладывать в производственную сферу. Но всё равно, для преодоления безработицы делается многое. На всей территории Грузии перед инвесторами ставится условие: значительная доля работников (иногда - до 90%) должны наниматься из местных жителей, чтобы способствовать созданию рабочих мест и развитию экономики региона.
Даже российское эмбарго на грузинские товары сыграло положительную роль - Грузия вышла на новые рынки.
Все эти успехи стали возможны благодаря главному достижению: правительству Саакашвили удалось практически поставить под контроль коррупцию.
Значит, удалось то, чего не удалось никому на постсоветском пространстве! Каким образом? Теперь, кажется, Украина и даже, втихаря, Россия пытаются постичь тайну «грузинского чуда»... Но ведь и при Ющенко пытались, но не удалось за пять лет провести подобные реформы...
Я не могу анализировать украинскую политику, но мне представляется, что Ющенко был президентом, опередившим свое время. Он великолепный оратор, обладает потрясающим уровнем интелекта и интеллигентности - я слышал несколько его интервью и выступлений. Мне кажется, oн мог бы объединить Украину и поднять ее государственность на должный уровень. Но для этого нужно время. Украина - большая страна, расколотая ментально, и этот раскол не слабо подогревается из соседней страны. А в Грузии народ объединяет понимание того, что государственность, которая существовала издавна, должна быть восстановлена. Михаил Саакашвили оказался очень преданным Грузии. Он приучает чиновников осознавать себя не «начальниками», к которым приходят просители, а служащими, назначение которых - обслужить каждого, кто к ним приходит, по максимуму возможного, независимо от того, грузины это или иностранцы. Но успехи в стране - не единоличная заслуга Саакашвили. В реформах участвует и политическая элита, и обычные люди. Мне довелось воочью видеть перемены, когда я поехал на почтовую таможню, чтобы получить груз, отправленный нами из США для детских домов. На таможне собралась небольшая очередь. Я видел, как клиенты возмущались тем, что обслуживающий персонал таможни допустил до очереди, - и начальник, извинившись, тут же позвал дополнительный персонал, и очередь разгрузили. Никто не ругался. Мне кажется, сам факт, что люди научились требовать от начальства или от тех, кто их обслуживает, уважительного отношения, а реакция с той стороны - извинения и исправление допущенных ошибок, - показывает, что изменились взаимоотношения между государственными службами и народом. Исчезает советское хамство, хотя это - долгий процесс. Многие жители Грузии говорят, что зачастую обслуживание в Грузии даже лучше, чем в некоторых странах Европы.
Разве в Грузии уже нет постсоветского менталитета?
Конечно, есть. Моисей 40 лет водил иудейское племя по пустыне, чтобы очиститься от рабского сознания. Но мне кажется, что Грузия «продвинулась» вперед намного больше, чем другие постсоветские страны, за исключением, быть может, прибалтийских.
Вырастает поколение граждан, которые не умеют давать взятки.
Новое поколение, особенно те, кто работает в правоохранительных органах, государственных учреждениях и сфере обслуживания, считает неприемлемым брать взятки, так как это унижает человеческое достоинство.
Коррупция разрушительна, прежде всего, для самосознания народа. В коррумпированной системе неизбежно возникает ощущение униженности и цинизм, проникающий во все слои общества и во все сферы общественной жизни, так как люди уверены, что всё можно купить и всё можно продать. От этого избавляться очень тяжело. И мне кажется, в Грузии это удалось, в основном, преодолеть. Наступил переломный момент, когда люди поняли, насколько важно ощущать себя человеком.
К нашей беседе присоединяется Аида: Меня поразила Грузия с первого же момента, как только мы прилетели. В аэропорту никто не раскрывал моих чемоданов, никто ничего не требовал, не вымогал деньги. С этого момента я поняла, что страна коренным образом изменилась.
Наверное, в этой перестройке общественного сознания большую роль сыграла журналисты? Об этом писали, как-то людей переубеждали, разъясняли, как жить без коррупции?
Николоз: Реформы проводятся комплексно, и пресса принимает в этом процессе участие. Чтобы произошел перелом, нужно было сформировать основы свободного демократического общества, где каждый член общества равен перед законом и ответствен за свои поступки. А основной задачей журналистики в свободном обществе, на мой взгляд, является выявление язв в обществе, в том числе и коррупционных. Судя по тому, что я видел на грузинском телевидении и в прессе, уровень обмена между СМИ, правительством и обществом, более свободный, чем прежде. Опять-таки, это - долгий процесс. Наверное, не одно десятилетие нужно, чтобы институт свободной прессы укрепился настолько, что ни одна власть не могла бы пробить брешь.
А почему столько недовольных политикой Саакашвили?
Николоз: Много недовольных, естественно, по причине безработицы. Но на данном этапе грузинская экономика не может обеспечить работой всех желающих, хотя делается всё возможное, чтобы эту проблему решить.
Аида: Мы говорили с некоторыми, которых вы назвали «недовольными». Они сами не могут внятно объяснить, чем недовольны. К примеру: «зачем транжирить деньги на светящиеся фонтаны, не лучше ли раздать их людям?» Это - советская психология: «отдай мне деньги, я проем их сегодня, а что будет завтра - неважно». В итоге, разговор заканчивался примерно так: «Да, конечно, в городе стало лучше, есть электричество, вода, газ, можно спокойно гулять ночью по улицам, но вот могло быть лучше». Я хорошо помню те времена, когда не было даже холодной воды, не было газа, света. Когда всё это появилось, когда жизнь улучшилась, то это воспринимаешь как должное и перестаёшь ценить и хочешь сам не знаешь чего.
Может, действительно, слишком концентрируются на внешней стороне, слишком много денег вкладывают в украшения городов, - не лучше ли «раздать» деньги или открыть рабочие места? Кроме того, нынешнее правительство страны упрекают, что оно слишком быстро проводит модернизацию, не считаясь при этом с грузинскими древностями, со старинными кварталами?
Николоз: Я не видел уничтожения старины. Наоборот, старые кварталы Тбилиси и Батуми сейчас восстанавливаются, приводятся в порядок, ведь всё было в плачевном состоянии.
Аида - просто криком души: Я считаю, что начинать надо именно с этого, чтобы дать понять жителям: их город должен быть чистым и красивым. Когда живешь в грязи, тебе ничего не хочется. Когда мы уезжали в 1991, весь город был превращен в огромный базар, на каждой улице что-то продавали, - это было жутко. Теперь этого нет. Ходишь по городу и получаешь удовольствие от того, что он чистый. А всё сразу не бывает.
А жить более или менее достойно - возможно? Существовать изо дня в день?
Аида: Не существовать, а именно - жить. Когда мы уезжали, многим было очень тяжело. Мои родственники являли собой удручающее зрелище. А сейчас стало жить лучше. Нет семьи, чтобы никто в семье не работал.
А не знаете ли вы, как сейчас в Грузии медицинское обслуживание, ситуация в больницах? Знаю, в городах Украины, к примеру, кроме Киева, как и прежде, надо нести с собой постельное белье, лекарства...
Аида: Мы с этим столкнулись: у меня родной дядя, брат моего отца, попал в больницу когда мы были там. Конечно, проблем много. Но в больнице есть свет, скорая приезжает, как только вызываешь, а не через два часа (как было раньше). Постельного белья приносить не надо. Дядя пробыл в больнице один день, к счастью, ничего серьезного; его обследовали и выписали.
А уволенные из-за коррумпированности, в частности, из МВД, куда деваются?
Николоз: Многие считают, что недовольство, выплеснувшееся на улицы Тбилиси и других городов, как раз и было связано с тем, что большое количество людей враз лишили возможности жить так, как они привыкли. Но эта волна спАла, так как стало ясно, что уличными митингами не добьешься желаемого этими людьми результата, ибо Грузия развивается совершенно по другим стандартам, и ни правительство, ни народ не приемлют коррупции. Если чиновник этого не понимает, он должен искать себе другое применение.
С оппозицией, которая предлагает какие-то альтернативные методы, правительство ведет диалог. Но с оппозицией, у которой цель - разрушение грузинской государственности, правительство не сотрудничает, и такие партии не имеют поддержки. И тем не менее, не арестовывают ни Бурджанадзе (в прошлом, speaker парламента), ни Ногаидели (в прошлом - премьер-министр), хотя их называют «пятой колонной» Кремля.
А традиционные грузинские качества - человечность, открытость, гостеприимство — сохранились?
Николоз: Безусловно. Это никуда не денется. Наоборот, будет развиваться и приобретать более качественный уровень, потому что когда преображается место, где живешь, то преображается и сам человек.
В Грузии потрясающе вкусная еда. Качество приготовления, всё, что связано с традиционным грузинским пиршеством, - все это процветает. Я бы посоветовал поехать любому человеку в Грузию, ибо Грузия - чуть ли не единственное место в мире, где можно воочью видеть перемены к лучшему в сознании народа. Мы были поражены тем, сколько американцев живет в Грузии. Очень много туристов со всего мира, много приезжают из Армении, Азербайджана. Слышится и русская речь, и нет неприятия русских. Правда, молодое поколение плохо владеет русским языком. К сожалению, русский язык постепенно утрачивает в Грузии свое значение. Но это - результат политики России. С Россией нет почти никаких отношений (кроме отдельных экономических инициатив) и не предвидится в ближайшей перспективе. Наоборот, Грузия и Россия будут расходиться всё дальше - взять хотя бы закон о расширении полномочий ФСБ, недвусмысленно свидетельствующий, что страна движется в сторону тоталитаризма и давления на граждан. Когда сравниваешь с направлением, взятым Грузией, то понимаешь, куда идет общество России и куда - Грузии. В Грузии такой закон невозможен. На сегодняшний день все законы, которые принимаются в Грузии, направлены на улучшение жизни народа и на расширение демократии. В целом, в перспективе, если Грузия будет развиваться так, как сейчас, она достигнет очень хороших результатов.
Представительство Грузии в Калифорнии
Николоз: Мы хотим организовать центр грузинской культуры в Bay Area. По поводу центра, я встречался с председателем Парламентской группы по связям с диаспорой, Нугзарoм Циклаури. Возможно, нам удастся получить поддержку от правительства на создание Грузинского культурного центра. Для начала хотелось бы заручиться поддержкой грузинской диаспоры и правительства Грузии в появлении здесь представительства.
Уже есть возможности организации прихода Грузинской Православной церкви. По этому поводу мы хотели встретиться с Митрополитом Батумским Дмитрием (он также курирует церкви в Северной Америке и Канаде.) К сожалению, мы с ним разминулись. Поговорили по телефону и договорились, что встретимся в следующий раз. Можeт быть, ужe в Калифорнии. Кстати, Нугзар Циклаури мне сказал, что война 2008 отбросила Грузию назад на лет десять (наверное, это и являлось целью России.) По его словам, если Грузия выйдет в 2011 - 2012 по объему инвестиций и вкладов в экономику на уровень 2007, это будет большая победа.
Благодаря немалым средствам поддержки из Европы и США удалось форсированно преодолеть урон, нанесенный войной.
А чем будет заниматься Центр грузинской культуры?
В Районе Залива живет несколько тысяч грузин и есть много иммигрантов из Грузии (не грузин). Среди американцев интерес тоже довольно большой.
Идея такая: создать место, где можно было бы получать информацию о Грузии. При содействии центра будут проводиться концерты, выставки, курсы изучения грузинского языка, т.е. будет пропагандироваться древнее искусство и культура Грузии, включая ознакомление с грузинской кухней, традициями виноделия и знаменитого грузинского застолья (супра). Возможно, в Районе Залива скоро появится небольшой магазин грузинских сувениров, где можно будет купить изделия из всех концов Грузии.
Кроме всего, мы надеемся, что со временем Центр грузинской культуры перерастет в Кавказский дом. События последних лет показывают, что Грузия не может существовать в отрыве от Кавказа в целом. Мы искренне считаем, что Грузия может сыграть положительную роль в объединении Кавказа, в превращении его из очага войн, в который превратила этот регион Россия, в очаг самобытной культуры.
Грузинская поговорка гласит «Что разрушено враждою - восстановится любовью».
В этом смысле интересно, что Грузия становится площадкой для разных инициатив между различными кавказскими народами, площадкой для преодоления межэтнических противоречий. Вот, два года назад в Тбилиси было создано грузинско-армянско-турецкое предприятие по производству кавказских сыров, и оно успешно работает. Часто проводятся конференции по Кавказу в Грузинском госуниверситете. И Первый Кавказский телеканал также посвящен различным аспектам жизни разных народов Кавказа, сообщению нецензурированных новостей и проведению миротворческих инициатив. Возможно, создаваемый здесь Центр мог бы также стать подобной площадкой?
Это было бы очень важно. В Тбилиси мы встретились с Олегом Панфиловым; кстати, он передал горячий грузинский привет газете «Запад-Восток», где в декабре было опубликовано его интервью. Олег выразил заинтересованность в сотрудничестве между прессой Калифорнии и Тбилиси. Он также сообщил, что Первый Кавказский продан частному владельцу, гражданину Великобритании, который женат на грузинке и живет в Грузии. Канал будет расширяться, реорганизовываться и возобновит работу в сентябре.
А что представляет собой «Одуванчик»?
Это некоммерческая организация, цель которой была в оказании помощь беженцам в результате войны 2008. Я надеюсь что деятельность организации тоже станет частью центра. Сейчас в Только в Тбилиси, 250.000 внутренне перемешенных лиц (ВПЛ) .
А было 500 тысяч... Половина беженцев уже устроена?
После войны 2008 в Тбилиси приехали около 220.000, они добавились к числу ВПЛ, которых породила война 1992-1993 (300,000). Некоторые получили квартиры в Тбилиси, для некоторых построили небольшие городки, живущие там остаются по статусу беженцами, поскольку потеряли жилье и всё, что было нажито. Но уже почти никто не живет в школах, детских садах, палатках - у всех есть, худо-бедно, какое-то жильё. Процесс устройства продолжается, но по сравнению со многими другими регионами, где также есть беженцы, Грузия справляется с их устройством совсем неплохо, хотя проблемы еще будут довольно долго - до тех пор, пока не решится проблема территорий, чтобы люди могли вернуться туда, где они, их предки жили веками, и жить в добрососедстве с абхазами и осетинами.
Но Россия сейчас активно укрепляется в Абхазии и ЮО. Смогут ли беженцы вернуться в обозримом будущем?
К сожалению, Россия укрепляется только в военном отношении, а для гражданского населения Абхазии и так называемой ЮО она не делает ничего. Такое отношение не может продолжаться вечно. Ни одна оккупационная сила не может вечно находиться на оккупированной территории. Два года мир смотрел на то, что творит Россия, ожидая, что разум все же возобладает. Но, к сожалению, пока что этого не происходит, и нажим увеличивается. Ни у кого нет сомнений, что территории оккупированы, у России других предложений нет, и ясно, что кроме как выводом российских войск эту проблему не решить. Как и не восстановить отношений между Грузией и Россией.
Но президент Медведев совсем недавно подтвердил, что восстановление отношений возможно лишь со сменой власти в Грузии. Таким образом, он декларировал продолжение курса, взятого своим предшественником. Чего он ожидает? Есть ли перспектива у прокремлевских оппозиционных сил в Грузии?
Делаются попытки решить судьбу Грузии в Кремле, но - без оснований. Прокремлевские силы в Грузии не имеют перспективы; последние по времени выборы, в местные органы власти, показали, что Грузия способна проводить демократические выборы, по демократическим стандартам, но вряд ли многие в Грузии хотят возвращения к ситуации, когда выборов фактически нет, а есть назначение.
Надежда остается. Пока есть надежда, можно думать о будущем.