Польша отмечает 30 "годовщину мудрого завершения сложной, рискованной и чрезвычайно важной борьбы". Так президент страны Коморовский назвал рождение независимого профсоюза "Солидарность". Его появление стало прологом эпохи демократии в Польше, да и во всей Восточной Европе.
К своему 30-летию польское движение "Солидарность" проводит в Гданьске торжественный съезд. И, глядя на этот дорогой концертный зал, на подъезжающие к нему лимузины, трудно представить, что речь идет о той самой "Солидарности", которая 30 лет назад состояла из бунтарей, пытавшихся изменить ход европейской истории.Вот приехал президент страны Коморовский, он сидел в тюрьме за деятельность в "Солидарности". Затем идет его непримиримый оппонент Ярослав Качиньский, тоже в прошлом активист движения. Участие в ранней "Солидарности" столь же обязательно для биографии польского политика, как членство в КПСС для советского функционера.
Хенрика Крживонос: "Мы 30 лет назад очень рисковали. Действительно не знали, чем это для нас закончится. Но тогда мы были вместе, а сейчас все разбежались по разным лагерям".
Эту знаменитую в Польше активистку "Солидарности" можно увидеть на фото 30-летней давности. Исторический документ висит на территории Гданьской судоверфи - завода, с которого, считается, начался постепенный демонтаж коммунизма в Европе.
В августе 1970 года рабочие верфи начали забастовку, выдвинув польским властям 21 требование. Среди них - освободить арестованных ранее соратников и официально признать независимый профсоюз "Солидарность", который к тому времени давно работал подпольно и вел в том числе и антиправительственную деятельность.
Бунт, который возглавил Лех Валенса, быстро подхватили предприятия соседних городов. Власть не могла справиться с волнениями и после долгой осады судоверфи была вынуждена пойти на уступки.
Тот самый стол с обкомовской скатертью, за которым было подписано соглашение. Вместо Ленина теперь - рабочий в каске. Спустя всего несколько месяцев глава Польши Ярузельский объявит в стране военное положение. Все лидеры "Солидарности" побывают в тюрьме. Первые свободные выборы пройдут только в 1989 году, но все равно "Солидарность" для поляков - понятие почти сакральное.
Бронислав Коморовский, президент Польши: "Тогда мы победили потому, что были вместе и у нас были идеалы. Нам нужно вспомнить о них и снова объединить страну".
Понятно, на что намекает президент. Юбилей "Солидарности" отмечают несолидарно. В зале нет главного человека, легенды и символа движения. Лех Валенса, нобелевский лауреат, бывший президент Польши, в официальных торжествах не участвует.
Дело в том, что нынешняя "Солидарность" - оплот консерватора Ярослава Качиньского и его покойного брата. Взаимная ненависть Валенсы и Качиньских известна всей стране. Даже праздничный съезд закончился новой некрасивой ссорой: был освистан премьер страны Дональд Туск, которого поддерживает Валенса.
У событий 30-летней давности тот же финал, что и у всех революций. Ее лидеры - по разные стороны политических баррикад. Членов "Солидарности" теперь не 10 миллионов, а в 15 раз меньше, а сама Гданьская судоверфь давно разорена и после банкротства частично выкуплена украинскими олигархами.
За 30 лет польская "Солидарность" вошла в учебники истории. Ее представитель побывал президентом Польши. После ее лидеры страшно переругались. Сейчас, спустя 30 лет, "Солидарность" - снова оппозиционное движение, которое копит силы для очередного политического рывка.
http://news.open.by/world/35008
И почему в России нет Солидарности? Куда б примкнуть? 






