НАШ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НАШ ФОРУМ » В остальном мире » Е.Кравчик: Взгляд из фронтового госпиталя (РЕПОРТАЖ) // 10.01 16:39


Е.Кравчик: Взгляд из фронтового госпиталя (РЕПОРТАЖ) // 10.01 16:39

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

время публикации 10.01 16:39   
Посттравматический синдром: взгляд из фронтового госпиталя (РЕПОРТАЖ)
http://www.zman.com/news/Article.aspx?articleID=32576
Автор публикации: Евгения Кравчик

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_16_01_12_ashkel-036.jpg

В ашкелонской больнице "Барзилай" я бывала десятки раз после обстрелов Сдерота и окружающих его кибуцов. С февраля 2008 года - по мере расширения радиуса ракетных обстрелов - в палатах "Барзилая" все чаще стали появляться жители Ашкелона - города со 110-тысячным населением, расположенного в 50 минутах езды от "государства Тель-Авив".
Сегодня преодолеть дистанцию, отделяющую Ашкелон от центра страны, удалось еще быстрее: за южным въездом в Ашдод шоссе опустело. Считанные автомобили гнали на спортивной скорости. Окна открыты - только так услышишь шипение и свист выпущенного из Газы "града".

Чем-то это напоминало пустое шоссе между Хайфой и Акко в дни Второй ливанской войны... Два с половиной года назад в заложниках у боевиков "Хизбаллы" оказался миллион жителей северных районов Израиля. А сейчас в убежищах и укрепленных блоках частных квартир вынужден отсиживаться миллион жителей Негева, включая его "столицу" Беэр-Шеву.

Новостные агентства сообщают о ракетных обстрелах "юга страны". Что касается Ашдода и Ашкелона, то югом Израиля их никак не назовешь. Скорее - регион, прилегающий к центру, округ Шфела. Юг - это пустыня Арава и Эйлат, до которых отсюда - не менее трех часов езды.

Впрочем, страна у нас маленькая, недаром ее называют точкой на карте: с крайнего севера на юг Израиль можно пересечь в автомобиле за 7-8 часов - время зависит от количества кофе, выпитого в павильонах автозаправочных станций.

Накануне утром, 8 января, анонимные борцы за освобождение Палестины выпустили три "катюши" по Нагарии. Одна из ракет угодила в дом престарелых. К счастью, в 7 часов 45 минут старики, многие из которых смотрели смерти в глаза во время Второй мировой войны, завтракали в столовой. И уцелели - вторично! Благодаря чему сейчас могут называться "дважды уцелевшими".

С такими мыслями я въезжаю в Ашкелон. Редкие прохожие - первый признак военного времени. С утра из сектора Газа по территории Израиля было выпущено порядка 30 ракет - "кассамов" и "градов". Поди знай, какие еще сюрпризы могут поджидать город в вечерние часы...

Первое впечатление при въезде на территорию ашкелонской больницы "Барзилай": мертвая зона. В центральном высотном корпусе даже справочная закрыта.

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_16_01_27_ashkel-066.jpg

- Где вы находитесь? - откликается на звонок пресс-атташе Лея Малуль.

- На первом этаже.

- В таком случае вызовите лифт и спускайтесь в подвальное помещение - в связи с ракетными обстрелами сюда эвакуировано приемное отделение.

Оказавшись в сумрачном бункере, вспоминаю, как в первый день ливанской войны главврач медицинского центра Нагарии - в полном соответствии с распоряжением командования тыловых частей - эвакуировал больных и медперсонал в специально сооруженный бункер. Не успели санитары затолкать в подземный фронтовой госпиталь последнюю каталку с пациентом, как на территории больницы взорвалась "катюша". Другая грохнула неподалеку - бункер мгновенно заполнили носилки с истекающими кровью ранеными.

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_16_01_05_ashkel-027.jpg

- Больница "Барзилай" тоже преобразована во фронтовой госпиталь, - сообщает пресс-секретарь Лея Малуль. - Ровно за две недели, минувшие с начала антитеррористической операции "Литой свинец", мы приняли порядка трехсот раненых. 69 из них - военнослужащие Армии обороны Израиля. Большинство были госпитализированы с легкими ранениями и в состоянии средней тяжести - тяжелораненых на вертолетах доставляют в больницу "Шиба" в Тель ха-Шомере...

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_16_01_44_ashkel-076.jpg

"Легкое ранение" - всего лишь профессиональный медицинский термин, но никак не объективная оценка состояния пострадавшего.

- При этом раненому ох как нелегко... - вздыхает моя собеседница. - Вонзившиеся в руки, ноги и голову осколки... Пулевые раны, требующие срочного хирургического вмешательства... После "легкого" ранения военнослужащему потребуется годичная реабилитация: физиотерапия, лечебная гимнастика и другие процедуры. Что уж говорить о психологической травме...

Пока мы беседуем, в относительно узкий, явно не рассчитанный на прием нескольких абмулансов крытый "рукав" у входа в подвал подкатывает машина армейской "скорой". На сей раз доставила она не раненых, а нескольких воинов-резервистов, круглосуточно дежурящих в прифронтовом госпитале.

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_16_01_40_ashkel-044.jpg

По словам Леи Малуль, за последние две недели, кроме раненых военнослужащих, в приемное отделение больницы "Барзилай" поступили 110 гражданских лиц:

- Осколочные ранения... Переломы... Инфаркты...

Клишированная фраза "состояние нервного шока" - такая же абстракция, как мелькающая в новостных сообщениях абракадабра: "Ракета взорвалась в одном из кибуцов на территории такого-то регионального совета".

В отличие от Второй ливанской войны, в дни которой после каждого ракетного обстрела израильские и зарубежные журналисты вели прямые репортажи с севера, указывая чуть не номера домов, разрушенных "катюшами", сейчас армейская цензура запретила оглашать названия прилегающих к сектору Газа населенных пунктов, по которым выпущены "кассамы": недопустимо оповещать врага о том, куда попал выпущенный им реактивный снаряд.

Что уж говорить о подробностях, касающихся состояния раненых... Вот и руководству больницы "Барзилай" строжайше запретили допускать журналистов к госпитализированным здесь солдатам и офицерам. Проще получить санкцию на интервью с любым из профессоров, чем с тщательно скрытыми от постороннего взгляда военнослужащими.

- Пережитый человеком шок оставляет глубочайший след, - объясняет Лея Малуль. - 21% жителей Сдерота, кибуцов и мошавов, переживших шок во время ракетных обстрелов, стали хроническими больными: они страдают посттравматическим синдромом. Стоит им даже по телевизору услышать звук взрыва - душу наизнанку выворачивает. Накатывает не поддающееся контролю состояние тревоги. Хронических больных приходится держать на транквилизаторах, порой - сильнодействующих, а они, как известно, оказывают побочные эффекты.

- Мне доводилось видеть это в Сдероте...

- Увы... - подтверждает Лея Малуль. - В Сдероте мы открыли первый Центр по оказанию помощи пострадавшим от нервного шока, а сейчас аналогичные центры пришлось основать в Ашкелоне, Ашдоде и даже - Кирьят-Гате.

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_16_01_05_ashkel-017.jpg

- Многие ли жители Ашкелона обращаются за помощью?

- Ракетные обстрелы нашего города начались в феврале 2008 года, - говорит Лея Малуль. - За этот период в Центр обратилось более 4000 человек. Знаете, что сбивает с толку врачей и социальных работников, к которым обращаются люди, страдающие посттравматическим синдромом? Человек цел. Он не получил никаких телесных повреждений! Чисто внешне - никаких признаков. Изранена - душа. Искорежена - психика. Это не менее опасно, чем проникающее осколочное ранение. К тому же и лечить посттравматический синдром сложно: психологам и психиатрам приходится по несколько часов беседовать с каждым из тех, кто после обстрелов страдает фобиями, расстройствами сна и другими недугами. Жизнь человека, измученного посттравматическим синдромом, кардинально меняется: у многих вырабатывается зависимость от сильнодействующих препаратов, которые они принимают, и от частоты сессий с психиатрами...

В последние дни, однако, ашкелонские врачи с удивлением обнаружили, что число обращений горожан с жалобами на посттравматический синдром резко уменьшилось, хотя ракетные обстрелы усилились.

Психологи предполагают: происходит это благодаря тому, что с началом антитеррористической операции "Литой свинец" у измученных длительными обстрелами людей появилась надежда. Свет в конце тоннеля! Ведь если политическое руководство Израиля позволит армии довести операцию до логического завершения, по инфраструктуре террора будет нанесен мощный удар. А значит - и обстрелы прекратятся. По крайней мере - на какое-то время.

- Но есть еще один фактор: человек ко всему привыкает, - говорит Лея Малуль. - Многие горожане успели привыкнуть к сюрреалистической действительности, при которой мы играем в "русскую рулетку", пытаясь увернуться от "градов" и спасти свою жизнь.

По словам Леи Малуль, горожан спасает дисциплинированность: приказы командования тыловых частей исполняются безоговорочно.

- К тому же чуть не ежедневно на наших глазах происходят чудеса, - говорит она. - "Грады" попали в те жилые дома, хозяева которых случайно вышли по делам или за покупками. Школьный спортзал, в который угодила ракета, был пуст: занятия отменены. Лично я опасаюсь чудес, потому что рано или поздно их "арсенал" иссякает...

Именно это случилось сегодня, 10 января: выпущенный боевиками из сектора Газа "град" попал в жилой дом. Один человек получил ранение средней степени тяжести, еще трое (в их числе ребенок) - легкие осколочные ранения. 22 человека были доставлены в приемное отделение больницы "Барзилай" в состоянии нервного шока.

9.01.2009 (Тель-Авив - Ашкелон)

Продолжение следует

Фото автора

0

2

Продолжение
время публикации 10.01 19:31 
http://www.zman.com/news/Article.aspx?articleID=32590

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_21_01_42_ashkelon-072.jpg   

В минувший понедельник, 5 января, выпущенный террористами из сектора Газа "град" взорвался в двухстах метрах от корпусов ашкелонской больницы "Барзилай".
- Ракета угодила в строящееся здание городской библиотеки, несколько рабочих-бедуинов были ранены, - рассказывает пресс-секретарь больницы Лея Малуль. - Страшно подумать, какая трагедия могла разразиться, упади этот "град" на больничный корпус...

В сумрачном подвале, переоборудованном на скорую руку в подземный фронтовой госпиталь, я беседую с медсестрой Ириной Штибельман.

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_19_01_26_ashkel-091.jpg

Репатриировалась она 19 лет назад, в "Барзилае" работает 16 лет.

- Все эти годы я живу в Ашкелоне, - говорит Ирина.

В коридоре тем временем истошно кричит женщина. К войне разразившаяся в ее семье трагедия отношения не имеет: только что в одном из отделений скончался кто-то из ее родных.

- Чем отличается работа в военное время от обычных будней?

- Всем нам стало тяжелее - и морально, и физически, - говорит Ирина. - Очень тяжело видеть раненых молоденьких солдат. Да и мы сами постоянно находимся в стрессе: едем на работу, рискуя попасть под ракетный обстрел, возвращаемся домой под вой сирены.

Шири, 15-летняя дочь Ирины, часто остается дома одна: отец Ави Штибельман - полицейский, в дни обстрелов работы многократно прибавилось.

- В первый день антитеррористической операции "Литой свинец" я была в смене ответственной - переводила приемное отделение в подвал, - рассказывает Ирина. - Тем временем в двух шагах от нашего дома взорвался "град". Звонит дочка, вся в слезах: "Мама, ракета взорвалась перед нашим домом". Первая мысль: может, стоит брать Шири с собой на работу? Возвращаюсь домой - девочка вся в слезах. Замкнулась. Ни с кем не разговаривает...

Доктор Юрий Синельников - член "русской" команды хирургического отделения больницы "Барзилай". Заведует отделением именитый хирург Борис Иоффе ("Позавчера рядом с его домом взорвалась ракета - в квартире выбило все стекла", - сообщает д-р Синельников). В дни войны 24 часа в сутки, сменяя друг друга, дежурят хирурги Юрий Мнускин, Ефим Харах и д-р Сапожников.

- Ничего сверхъестественного за последние дни в хирургическом отделении не произошло, за исключением одного случая, когда в минувший понедельник ракета попала в строящееся здание библиотеки и в больницу привезли истекающего кровью бедуина, работавшего на стройке, - говорит Юрий Синельников. - Раненый нуждался в срочной хирургической операции. Провели мы ее успешно - спасли бедуину жизнь.

http://images.zman.com/1_2009/10_01_200 … el-082.jpg

По словам д-ра Синельникова, психологически осложняет работу разве что тот факт, что больница "Барзилай", которая в любой момент может стать мишенью ракетных обстрелов, не приспособлена к долгому функционированию в качестве фронтового госпиталя.

- В подвале всего один операционный стол - этого недостаточно, - говорит он.

Юрий Синельников живет в Ашкелоне с 1996 года, репатриировался он в 1990-м. Сын - 24-летний Игорь отслужил в армии, работает в больнице "Барзилай" санитаром.

- А жена сейчас дома - боится, дрожит, - говорит д-р Синельников. - Точно так же, как "град" взорвался рядом с домом Бориса Иоффе, - другая ракета позавчера упала неподалеку от нашего дома. Живу я в районе улицы Менахема Бегина - нас постоянно обстреливают. Пару дней назад ракета взорвалась во дворе одного из жилых домов...

- Оснащена ли ваша квартира встроенным убежищем?

- Нет, но убежище имеется на нашем этаже - общее для жильцов двух квартир.

- На каком этаже вы живете?

- На последнем, - замыкает круг Юрий Синельников: командование тыловых частей ЦАХАЛа настоятельно рекомендовало жильцам верхних этажей не оставаться в своих квартирах даже в тех случаях, когда там имеются убежища, а спускаться этажом-двумя ниже и пережидать обстрелы в подъезде...

Корпуса ашкелонской больницы "Барзилай", функционирующей в эти дни как фронтовой госпиталь, беззащитны точно так же, как жилые дома многих горожан.

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_19_01_45_as3.jpg

Единственное безопасное помещение - подвал. Однако он принципиально отличается от специально построенного на случай войны многопрофильного бункера в больнице Нагарии на севере страны. Там результатом рекордного для Израиля долгостроя (почти 12 лет!) стал спрятанный под землей полноценный многопрофильный больничный отсек, защищенный не только от "катюш", но и от поражения химическим оружием. В Ашкелоне вопрос о строительстве подземного отсека начал практически решаться только после Второй ливанской войны и публикации отчета государственного контролера, а затем - и отчета комиссии Винограда.

http://images.zman.com/1_2009/10_01_2009_19_01_10_ashkel-030.jpg

Поначалу государство под разными предлогами отказывалось выделить средства на сооружение непробиваемого больничного корпуса, хотя архитектурный план его строительства был разработан несколько лет назад.

- План предусматривает сооружение в бункере не только операционных и приемного отделения, но и родильного, и отделения для новорожденных и так далее, - объясняет пресс-секретарь больницы "Барзилай" Лея Малуль. - Но реализовать этот план нам пока не удается. К сожалению, на период антитеррористической операции в секторе Газа нам пришлось срочно выписать всех выздоравливающих и прекратить прием больных, нуждающихся в госпитализации: небольшое подвальное помещение не позволяет медицинскому центру совмещать оказание помощи раненым с рутинной работой.

В первый день операции персоналу больницы пришлось убрать с верхнего - пятого этажа все медицинское оборудование: если "град" угодит в крышу - он ее пробьет.

- Сейчас пятый этаж используется в качестве "буфера", - объясняет Лея Малуль.

- В конце 2007 года руководство больницы при поддержке филантропов изыскало средства на строительство бункера. Тогда отчего же к строительству до сих пор не приступили?

- Видите вон ту лужайку? - Леа Малуль указывает на зеленеющую расположенную в больничном дворе поросшую травой площадку. - На ней обнаружены старые еврейские захоронения. Узнав об этом, против строительства восстал главный раввинат. Правда, в минувший четверг - на фоне усилившихся ракетных обстрелов города - главные раввины Мецгер и Омар издали галахической постановление, позволяющее перенести могилы в другое место. Однако окончательное решение пока не принято: бывший депутат Кнессета рав Меир Поруш поднял шум, что если перенести старые захоронения в Ашкелоне, будет создан прецедент, опираясь на который это можно будет делать везде. Ракетные обстрелы города и неспособность больницы нормально функционировать в условиях чрезвычайного положения рав Поруш, видимо, не считает опасным прецедентом...

По словам Леи Малуль, именно в Ашкелоне еврейские захоронения уже переносились с одного места на другое, так что упрямство ряда раввинов ничем не обосновано.

- Абсурд заключается и в том, что был проведен тендер и выигравший его строительный подрядчик вот уже год ждет - не дождется возможности приступить к рытью котлована под фундамент. С конца 2007 года есть и деньги: стоимость всего проекта - 100 миллионов долларов, 46 миллионов мы уже "выбили". Но вместо того чтобы позволить строителям приступить к работе, министр по делам религии потребовал... отодвинуть стройплощадку с того места, на котором обнаружены захоронения. На практике это означает, что разработанный и утвержденный проект строительства больничных помещений общей площадью 200.000 квадратных метров можно выбросить в мусорный ящик, а в создание нового проекта придется вложить немереные средства и три года ждать, пока его подготовят.

В условиях бюрократической волокиты пришлось руководству больницы переоборудовать подвальные складские помещения, превратив их в весьма отдаленное подобие многопрофильного нагарийского бункера.

В подвале действует не только приемное отделение, но и педиатрическое, родильное, отделение для недоношенных младенцев, два терапевтических, гериатрическое и онкологическое. Оставить их на своем месте на  разных этажах недопустимо: укреплены в больнице "Барзилай" только окна...

Фото автора

0


Вы здесь » НАШ ФОРУМ » В остальном мире » Е.Кравчик: Взгляд из фронтового госпиталя (РЕПОРТАЖ) // 10.01 16:39